Ключевые слова: информация, педагогика, нейрофизиология, интеллект.
Главный научный сотрудник
НИИ психологии и развития способностей
Нагоров П.С.
Современная информационная революция началась и происходит не там, где ее ищут ученые, руководители и информационная индустрия вообще. Это революция не в технике, оборудовании, технологии, программном обеспечении или скорости. Это революция в подготовке людей и, прежде всего, специалистов и руководителей, живущих и работающих в условиях новых информационных скоростей и технологий.
Но до сего дня, в течение уже более пятидесяти лет, информационные технологии сосредоточены на сборе, хранении, передаче, анализе данных и их представлении. Революционное влияние пока что проявилось в программном обеспечении. Оно очень сильно сократило затраты времени и средств на разработку технологических решений. Однако информационная революция игнорируется влиятельными людьми мира информации, т.к. компьютер и порожденные им информационные технологии до сего дня не оказали практически никакого влияния на принятие решений. Они не оказали практически никакого влияния на принятие решения, следует ли оперировать пациента, и если да, то как. Они не оказали никакого влияния на решение производителя оборудования, осваивать ли тот или иной рынок, или на решение крупного банка относительно приобретения другого банка. Для задач высшего руководства информационная технология стала поставщиком скорее данных, нежели новых вопросов и новых стратегий. Руководство не использует новые технологии, потому что они не дают ему информации, необходимой для выполнения его собственных задач.
Причины этого следует искать в истории информационных революций, и, исследуя этот опыт, определить роль самого человека в этом процессе.
Принято считать, что современная информационная революция – четвертая по счету в истории человечества. Первая была связана с появлением письменности пять-шесть тысяч лет назад в Месопотамии, затем – независимо от этого спустя несколько тысяч лет – в Китае, и еще на 1 500 лет позднее – у цивилизации майя в Центральной Америке. Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги, сначала в Китае, вероятно, около 1300 г. до н.э., а затем, независимо и спустя 800 лет, в Греции, когда афинский тиран Песистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся изустно. Передача знаний не прямым наглядным путем, а через письменную речь требовала от обучаемого не только знания грамоты, но и изменения специфики мышления: перехода на новые абстрактные рубежи, умения переводить чисто абстрактные единицы в образы. А это, следовательно, привело к усложнению второй сигнальной системы и усилению ее влияния на низлежащие структуры психической деятельности. В связи с незначительным количеством письменных источников доступ к ним был ограничен кругом влиятельных людей и лиц, непосредственно обслуживающих информационные источники, – в основном это монахи, трудившиеся от рассвета до заката шесть дней в неделю, переписывая книги от руки.
Третья информационная революция произошла после изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 годами, а также изобретением гравировки примерно в то же время. К 1500 году у монахов не осталось работы. Группа печатников могла выпускать по 25 миллионов печатных страниц в год, переплетенных в 125.000 готовых к продаже книг – 2.500.000 страниц на одного работника против 1.200-1.300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого. Для выпуска печатной книги была необходима согласованная работа до 20 ремесленников, от одного высококвалифицированного резчика шрифтов до десятка или больше относительно низкоквалифицированных переплетчиков. К 1505 году тиражи в 500 экземпляров стали обыденностью. Это значило, что знания стали доступными огромному числу специалистов, а элита, обслуживающая знания, потеряла свою значимость, т.к. распространением информации занимались ремесленники, практически не имеющие к ней отношения. Произошло изменение в сознании людей, совершено множество открытий, изобретений, знания стали всеобщими, в корне поменялось мировоззрение. Технократия предопределила дальнейшее существование мира, научные взгляды стали основными в принятии решений, мистика отошла на второй план. За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, однако, в отличие от ранее существовавших, они не были рассчитаны на священнослужителей и изучение теологии, а были образованы для изучения светских дисциплин: права, медицины, математики, натуральной философии (естественных наук).
Сегодняшняя информационная революция – четвертая информационная революция в истории человечества. Компьютерные технологии продвинулись дальше всего, в рамках института коммерческого предприятия, где уже оказали свое огромное влияние. Однако общество еще не готово к глобальным информационным изменениям и к тому информационному шквалу, который обрушился на него. Это, прежде всего, относится к скорости изменения технологий, как бытовой, так и производственной и информационной техники, и далее к объему самой информации. Система образования просто не способна разрешить сегодня эти задачи, так как находится на уровне четырехсотлетней давности. Не поможет даже внедряемая система непрерывной подготовки специалистов, так как скорость разработки новых технологий превышает скоростные возможности человека в их освоении. Поэтому необходимы методы, способные структурно изменить интеллект человека. Возможности этого доказываются новыми исследованиями в области нейрофизиологии, которые показывают, что при определенных условиях педагогическими методами можно повысить уровень интеллекта на несколько порядков. Это значительно увеличивает информационные возможности человека по скорости и качеству освоения новых знаний и умений.
Основываясь на принципах развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, но применительно к любым возрастным категориям в Российском государственном университете физической культуры и спорта совместно с НИИ психологии и развития способностей разрабатываются современные эффективные методы освоения специалистами больших объемов информации, новых навыков и умений. Данные методы носят не только исследовательский характер и имеют конкретные результаты, но и внедряются в систему обучения и учащихся средних школ, и подготовки отдельных категорий специалистов. Так, например, за 10-15 дней у учащихся средних способностей скорость освоения информации после проведенных с ними интенсивных занятий возрастает в 2-3 раза, а значит, временя на изучение ими учебного материала сокращается тоже в 2-3 раза, за этот же период IQ повышается на 10-20 единиц. Программа средней школы по иностранному языку усваивается на 80-95% за 15 дней, а за 2-3 месяца иностранный язык изучается до уровня выпускника языкового факультета ВУЗа с положительной сдачей экзамена любой категории в посольстве иностранного государства.
Дальнейшие разработка и внедрение подобных методов и создание на их основе обучающих программ позволит на ранних этапах решить проблему формирования информационного общества с минимальными издержками, в первую очередь, для его здоровья и нравственности. Но для этого необходимо соединение в единый конгломерат таких наук, как нейрофизиология, психология и педагогика, а также информатика, которые пока идут по параллельным путям.
|