Комплексная программа развития интеллекта

gp_nii3 Комплексная программа развития интеллекта, памяти, внимания. Программа повышает скорость восприятия и качество усвоения, что позволяет выполнять интеллектуальную (умственную) работу в 10 и более раз быстрее. подробнее...

 
Развивающие и коррекционные занятия
deti-1

Развивающие и коррекционные занятия с детьми. Раннее развитие детей с 2,5 лет. Подготовка к школе. Развитие памяти, внимания, мышления у детей любого возраста. Устранение педагогического отставания в развитии и обучении. подробнее...

 
Интенсивное изучение иностранного
gp_nii3

Интенсивное изучение иностранного языка по методике НИИ психологии и развития способностей. Методика позволяет изучить язык с "нуля" до уровня профессионального устного перевода за 35 дней и без домашнего задания.

 
Научить учиться или методы развития информационных способностей учащихся


Нагоров П.С. Главный научный сотрудник НИИ психологии и развития способностей

Хвалько Н.Г. Директор Московского филиала АНО НИИ Психологии и развития способностей.

 

 Развитие в России информационного общества - задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно - жить в нем придется тем, кто сегодня учится. Именно они - жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран.

 Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество - это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что получает доступ к огромному количеству информации. В информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, в том числе сотрудничества и кооперации специалистов в различных областях теории и практики, идет увеличение разнообразия и возможностей выбора. Главное значение здесь имеют именно люди - их знания и компетентность.

 Сегодняшний этап развития информационного общества в России затрагивает всех и каждого и особенно тех, кто работает с учащимися и информацией. Именно от педагогов и преподавателей всех уровней во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет гуманным для его будущих граждан.

 Сегодня самой насущной задачей, с нашей точки зрения, является подготовка человека к жизни в глобальном информационном обществе будущего. Развитие информационного общества при постепенном решении проблемы доступа населения к информации приводит к возрастанию возможностей ее выбора. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие, как умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

 Одна из крайне важных сторон проблемы - это проблема обучения основам информационной культуры личности на протяжении всего периода обучения. К сожалению, у нас в стране произошла подмена понятий: информационную грамотность отождествили с компьютерной грамотностью. В большинстве школ при реализации обучения информационной культуре не учитывается тот важный компонент, который должен лежать в ее основе: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации. Сегодня в мире объем знаний каждые 10 лет удваивается. Если объем человеческих знаний в 1950 году принять за 100 единиц, то в 2005 году он составит уже 4800 единиц. И если попытаться сохранить уровень знаний выпускника средней школы на относительном уровне 55-летней давности, школе пришлось бы учить детей по старой методике 480 лет.

 Современная методика преподавания в школе приводит к тому, что обучение развивает ребенка в информационном плане только до пятого класса, после чего путем принуждения и давления со стороны родителей и учителей делается попытка втиснуть в головы учеников как можно больше знаний без методологии их применения и системного расширения мировоззрения. Опросы учеников и выпускников средних учебных заведений, проводимые АНО НИИ психологии и развития способностей, показывают, что элементарные знания по общим вопросам программы средней школы усвоены учащимися (даже элитных гимназий и лицеев) максимум на 15-20%.

 С другой стороны, постоянное давление на детей приводит к фрустрациям, психосоматическим заболеваниям, агрессивности. По официальным данным только 20% учеников старших классов практически здоровы, остальные страдают различными хроническими заболеваниями, до 40% детей к окончанию школы ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья.

 Ухудшение состояния здоровья учащихся в процессе обучения наиболее выражено при переходе к предметному обучению. В структуре патологии в этот период преобладают невротические расстройства, которые предшествуют появлению соматической патологии. Возникновению невротических реакций способствуют характерологческие особенности ребенка, неприятие его сверстниками и учителем, сниженный уровень умственного развития. Высокий уровень умственного развития, выявленный у первоклассников, сохраняется к 7 классу лишь у половины детей. От первого к седьмому классу среди адаптированных детей почти в два раза возрастает число учеников, расплачивающихся за адаптацию ухудшением здоровья. Психическая напряженность, фрустрация, утомление и стрессовые состояния, создающие угрозу невротических расстройств и провоцирующие хронические заболевания, а отсюда и срыв адаптации - возникают главным образом у учащихся, для которых программные требования оказались трудновыполнимыми. Врачи отмечают все больше психических расстройств среди детей 15-17 летнего возраста. Загрузку учащихся, как старших, так и младших классов, а также преподавателей, можно считать запредельной.

 Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что только совершенно иной подход к проблеме образования может привести к созданию поколения грамотных, всесторонне эрудированных и, самое главное, здоровых членов общества.

 Между тем, на сегодняшний день есть достаточно много технологий, которые позволяют развить информационные способности человека. Научно-исследовательским институтом психологии и развития способностей разработана Комплексная программа развития памяти и интеллекта, которая готова для внедрения в учебных заведениях, как программа подготовки учащихся к обучению. Программа разработана на основе новейших достижений психологии и педагогики. Методики, применяемые в данной программной технологии, созданы на основе антологии мысли выдающихся русских деятелей науки и культуры, таких, как академики Леонтьев А.А., Андреев О.А., Лурия А.Р., писатель Толстой Л.Н.

 В задачи программы входит научить быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве, собирать информацию для решения задач, анализировать и обобщать ее и др. В основе метода лежат две составляющие: а) повышение скоростных возможностей человека при работе с информацией, б) ее генеративно-семантическая обработка.

 Предлагаемая технология обучения за счет значительного повышения скорости мышления, улучшения логической и непроизвольной памяти, развития произвольного и управляемого постпроизвольного внимания позволяет значительно поднять качество образования, снизить психическую напряженность, фрустрацию, утомление, исключить стрессовые состояния, привить любовь к знаниям.

 Генеративно-семантическая обработка информации позволяет включить в работу более глубокие слои психики и тем самым научить человека полнее анализировать информацию, синтезировать ее со своим мировоззрением и оценивать ее в соответствии со своими все возрастающими способностями.

 
   
On-line консультация - 364091113