Тезисы выступления Нагорова П.С. на конфренции «Личность в современных исследованиях», РГМУ, 2007г.
Значение новых педагогических и психологических методов в раскрытии потенциала личности
Актуальность данного доклада связана с тем, что современные педагоги-ческие методы воспитания и обучения постепенно теряют древние традиции русской школы и не используют новейших технологий развивающего обучения, начало которым еще в СССР положили педагоги-психологи Теплов Б.М., Давы-дов В.В., Занков Л. В. Четвертая информационная революция, связанная с гло-бальным использованием компьютерной техники, преобразовала мир настолько, что информация стала неотъемлемой частью деятельности человека, в том чис-ле и в быту, она пронизывает каждое его действие, каждый его шаг. Информа-ционное воздействие на человека стало так велико, что его психика стала менее восприимчива к действительно полезной информации, с одной стороны, и под-вергнута негативным воздействиям в виде перегрузок и стрессов, с другой. Как результат – современный молодой человек не знает элементарных и основных научных положений, основополагающего художественного и исторического на-следия, всего того, что необходимо для получения нормального образователь-ного уровня и формирования научного мировоззрения. С другой стороны, оби-лие как непонятной научной, так и наносной мистической информации и явно лживой дезинформации приводит к нарушению психического баланса и, как следствие, – психо-неврологическим заболеваниям и другим последствиям. Так, например, миф об НЛО, запущенный ЦРУ США с целью скрыть разработку и создание новых летальных аппаратов (начатую еще под Прагой Гитлером и продолженную в последствии СССР и США), породил немало проблем не толь-ко среди обывателей, гоняющихся за призраками и нередко попадающих в с от-ветствующие заведения, но и среди маститых ученых. Версия об инопланетном происхождении человека стала сегодня самой популярной среди населения и во многих случаях – причиной психических заболеваний.
Одновременно с этим идет снижение относительной грамотности населе-ния. Сегодня в мире объем знаний удваивается каждые 10 лет (А. Назарова, 2004). Если объем человеческих знаний в 1950 году принять за 100 единиц, то в 2005 году он составит уже 4800 единиц. И если попытаться сохранить уровень знаний выпускника средней школы на относительном уровне знаний 55-летней давности, школе пришлось бы учить детей по старой методике 480 лет, не гово-ря уже о подготовке специалиста с высшим образованием. Сохранение и увели-чение объема необходимой информации и одновременное сокращение часов обучения по отдельным дисциплинам (я думаю, понятно, о чем идет речь) при-водят к поверхностному изучению предметов, снижению качественного уровня подготовки специалистов. Поиск новых развивающих технологий, позволяю-щих хотя бы частично сохранить относительную грамотность населения, явля-ется первоочередной задачей формирования здорового общества через общее образование каждого его члена. По мнению Потемкина В.И. (2000 г.), наше ты-сячелетие на Земле будет отмечено глобальным па¬радоксом-кризисом развития человечества: накапливаемое всеми людьми знание начнет удваиваться. Причем поскольку пятилетний пери¬од удвоения всемирного знания равен сроку получе-ния высшего образова¬ния, то современный выпускник любого ВУЗа, в принци-пе, не сможет приобре¬сти знания, нужные для реальной творческой жизни в XXI веке. По мнению некоторых ученых, только русская культура с ее сложны-ми грамматическими структурами языка и неординарностью мыслительных процессов способна преодолеть кризис ситуации и создать условия для гло-бального развития человеческого мышления. В основе этого должны находить-ся, прежде всего, культурные традиции и наследия. Необходимо исходить также из того, что человек, как биологическая система, в отличие от других подобных систем, не закрыта и находиться еще в процессе постоянного скачкообразного развития. Четвертый информационный кризис вызвал новый пассионарный тол-чок на территории, которая по своему составу, структуре и культурному уровню наиболее подготовлена для его принятия и саморазвития.
Основные принципы разработки новых методик и программ обучения
В основе разработок новых методик и программ обучения, способных преодолеть несоответствие необходимости и возможности информационного бытия, должны лежать научные подходы, базирующиеся, прежде всего, на объ-ективных биологических законах развития человека, нейрофизиологии, нейроп-сихологии, а не на надуманных общих теориях о человеке, взятых из поверхно-стных наблюдений его поведения, а также плохо продуманных и вольно объяс-няемых результатах экспериментов. Как было, например, с появлением в 1968 году нового модного учения о трансперсональной психологии Грофа С., осно-ванного на влиянии наркотиков на сознание.
Первым основополагающим положением должен стать вывод, получен-ный из объективных исследований, что мозг человека развивается и образуется постоянно на протяжении всей человеческой жизни, и что скорость этого про-цесса зависит, в первую очередь, от информационной насыщенности среды его окружения. Следовательно, чем больше информационный поток, тем интенсив-нее совершенствуется мозг и больший объем информации человек способен ос-воить. Однако в жизни так получается не всегда. Необходимы достаточная ин-формационная культура, алгоритмизация работы с информацией, основанная на научном подходе с материалистическим пониманием нейрофизиологических основ работы головного мозга, постепенное усложнение решаемых задач и, ес-тественно, знание семантических структур языка. К сожалению, в современных образовательных системах отсутствует в программах принцип постепенности и последовательности в сочетании с комплексностью обучения, не разработаны алгоритмы освоения учебного материала и, как правило, педагогический состав, разрабатывающий программы обучения ,не знаком ни с нейрофизиологией, ни с нейропсихологией. Санитарные нормы методик и программ рассматриваются без участия ученых-психологов, а подготовка школьных психологов оставляет желать много лучшего. При обучении работе с информацией необходимо учи-тывать особенности ее восприятия основными анализаторами коры головного мозга, пути поступления в зону анализа информации и процесс освоения знаний путем комплексного индуктивно-дедуктивного алгоритмического процесса.
Второе теоретическое положение, достигнутое на основе данных опытов над животными, это, что полученная информация не исчезает бесследно, а как след воздействия не только навсегда остается в психике (и поэтому всегда воз-можно ее воспроизведение), но и передается определенным образом будущему потомству. Таким образом, при правильном обучении работе с информацией человек, как субъект, в целом способен не только накапливать полученные че-ловечеством знания, но и получать знания прошлых поколений. Важнейшим ус-ловием развития и тренировки воспроизведения информации при этом играет обучение управлению постпроизвольным вниманием и методам правильной за-писи, если так можно выразится, а более точно – правильному анализу, воспри-нимаемой информации. Еще в начале XIX века русский философ и поэт Дмит-рий Владимирович Веневитинов предсказывал, что высший этап развития лю-дей связан с превращением всех наук во всеведение, в результате чего человече-ство вступит в истинную гармонию с природой, основанную на глубоком зна-нии ее сути.
Третье положение заключается в том, что кора головного мозга, отвечаю-щая за интеллектуальную деятельность, влияет на работоспособность всего моз-га. Поэтому развитие этой части коры способствует организации всего организ-ма.
Результаты экспериментальных исследований влияния новых программ
на изменение интеллектуальной и эмоциональной
составляющих свойств личности
Занятия со студентами, аспирантами и магистрантами, проведенные по методикам, разработанным в НИИ психологии и развития способностей, пока-зали, что в результате обучения алгоритмам работы с информацией коэффици-ент интеллекта увеличился из 60 человек у 56, в среднем на 17 единиц; макси-мально – 45, минимально – на 5 единиц. Скорость решения логических задач возросла в среднем в 1,7 раза, а скорость освоения информации в 3,5 раза, при незначительном улучшении памяти по тесту Лурия А.Р. в 1, 1 раза.
Помимо этого субъективно улучшилось самочувствие, возросло чувство уверенности в своих силах, повысился интерес к окружающему миру. Объек-тивно по опроснику СМИЛ (MMPI, адаптированный Собчик Л.Н.) повысилась эмоциональная устойчивость и критичность мышления. Данные результаты ис-следования соответствуют экспериментам проведенным на мышах и крысах, доказывающим, что кора головного мозга тренированных в информационно на-сыщенных условиях животных лучше развита, состояние их здоровья лучше по сравнению с контрольной группой животных.
Таким образом, наглядно подтверждена правильность выбранного Инсти-тутом направления разработки программ обучения развивающим методом.
Директор АНО «НИИ психологии и развития способностей»
к.п.н., проф. Нагоров П.С.
|