К.п.н. Нагоров П.С.
Главный научный сотрудник
НИИ Психологии и развития способностей.
Когда яблоко упало Ньютону на голову, он придумал теорию всемирного тяготения, заключающуюся в том, что все массы притягиваются друг к другу. Скорее всего, это произошло потому, что выше яблока было только пустое место и оттуда не видно было никакого воздействия. По теории Ньютона, вселенная должна была бы сжиматься, т.к. представляет собой огромное количество различных масс разных по плотности и объему, даже сам вакуум, скорее всего, имеет массу. Однако мы наблюдаем совершенно обратное. Если представить, что массы отталкиваются, то это объясняет, почему вселенная расширяется, а тела меньшей массы приталкиваются массой вселенной друг к другу, поскольку это позволяет их собственная сила отталкивания или, иными словами, это происходит до тех пор, пока силы отталкивания и «приталкивания» не уравновесятся. Картину наличия относительного равновесия можно наблюдать в ядерной физике, когда нейтроны на большой скорости за счет кинетической силы преодолевают отталкивание и внедряются в ядро тяжелого атома, равновесие нарушается, и ядро начинает дробиться на части. Смысл данного умозаключения состоит не в том, что притягивает, а что отталкивает (хотя в некоторых случаях это имеет принципиальное значение, тем более что еще не полностью изложены все позиции той и другой стороны), а в том, что нельзя рассматривать предмет или явление только с одной стороны и что, поступая так, можно вместо луны получить блин.
Однажды один психолог, подойдя к нашей сотруднице, начал доказывать, что амеба имеет сознание, исходя из ленинского определения, что «сознание – есть высшая форма отражения материи, данная нам в ощущениях». «Она же захватывает корм, значит она ощущает. Она же уходит от агрессивной среды, значит ощущает опасность. Поэтому она имеет сознание», – говорил он. Заблуждения подобного рода вызваны непониманием понятий, которыми выражено термин «сознание». Сознание присуще только «нам» (людям). Т.е. причина здесь в том, что мы – люди – так определили это понятие, и после этого можем только описывать его вновь сформулированные свойства, уточняя ограничения этого понятия, а не давать новые определения. Если же мы будем каждый раз менять основную суть понятий, то станем разговаривать на разных языках, не только не понимая друг друга, но и противореча самим себе.
Еще одно глубокое заблуждение возникает, когда помимо неправильного отображения действительности происходит подмена материального мира теми понятиями, которые придуманы человеком для определения качественной или количественной меры объективного мира. Существует такое понятие как «информация». Под информацией понимаются сведения о чем-либо или о ком-либо, т.е. это код, который придумал сам человек. В другом случае – это те сигналы, которые передают живые клетки в виде электрических, акустических, лазерных и других сигналов в процессе работы живого организма или вида животных. Во всех случаях это системы воздействия, в результате которого координируется деятельность живого организма (организмов). Но в серьезной (таковы ее претензии) научной организации «Международная академия информациологии» придумали новую единицу информации и назвали ее «информацион», понимая под ней некую субстанцию1 , точно также как Гробовой сделал это с единицей времени, назвав ее «хрономом». Во всем мире принято считать наименьшей единицей информации «бит», при этом эта единица измерения показывает только какое-то одно весьма условное понимание: «есть» или «нет», не зависимо от того, что это. Это как в математике число отмечает только одну границу существования. Сама эта граница очень условна и все зависит от того, воспринимается она или нет. Для примера можно привести вектор. Он есть или нет. Если же различать вектор на плоскости с погрешностью 10?, то получится уже 36 бит. Если различия делать во всех направлениях пространства с такой же погрешностью, будем иметь 1650 бит, при различиях в 1? один вектор будет давать 165000 бит из одной точки пространства. При различии вектора по размеру, хотя бы по границе до 1см и больше, то будет уже 330000 различий при наличии только одного вектора. Если мы будем дифференцировать два вектора по такому же методу, то получится уже 108 900 000 000 бит или 1,36 Гб. Из этого можно сделать вывод, что единица информации – это не материальная субстанция, с точки зрения материалиста, и не духовная, с точки зрения идеалиста, а условная единица дифференциации действительных ощущений внешнего мира. Членение восприятия мира в зависимости от чувствительности органов восприятия и используемых с этой целью приборов можно производить до бесконечности.
Опасность подмены индивидуальными идеальными представлениями объективных материальных или даже объективно идеальных кроется в разрушении психического здоровья населения. При навязывании субъективных понятий и суждений неподготовленное сознание выходит за пределы здравого смысла, изменяя семантический строй мышления. Кроме того, мошенники нещадно эксплуатируют измененное сознание людей. Примером того может служить теория Г. Гробового о имеющейся частице времени и о том, что он якобы умеет направлять время в нужное русло и этим оживлять мертвых, возможно, правда, в другой точке пространства, ведь время и пространство – едины. А, управляя атомами, каждый из которых в отдельности является частицей сознания, можно сконструировать человека заново, но, возможно, в другом обличии. Безвинное безумие вынудило матерей Беслана поверить обещаниям Г. Гробового и выложить на его семинарах немалую сумму.
Вторым безумством можно назвать теорию наличия информационного поля. Раз существует субстанция или какая-то сила в виде единицы информации, например, «информацион», значит существует и поле информации в виде собранных субстанций. Таким образом, возможно «подключение» к этому полю человека для достижения «сверхзнания». Не нужно учиться, не надо корпеть за учебниками и научными трудами, надо путем волевых усилий выйти в поле и получить готовые знания. Трансовые состояния для этого наиболее подходящая вещь, особенно если критичность сознания отключается и подчиняешься только оператору. А в трансе чего только не привидится.
По нашему глубокому убеждению, наука должна заниматься не только добыванием научных знаний, которые базируются, в первую очередь, на объективности, а во вторую – на логике, проверенной практикой, но и просвещением населения. Наличие догм и навязанных, ничем не подкрепленных и не проверенных около- и ненаучных суждений, пускай даже логичных, но основанных всего лишь на предположениях – первый признак заблуждения, ведущего к потере здравого смысла.
Современный уровень дифференциации знаний требует глубокого анализа и осмысления учебной информации. Однако по официальным данным, это делать способны только 3% учащихся. Сегодня НИИ психологии и развития способностей подготовил ряд методик повышения качества и скорости работы с информацией.
В основу нашей работы положено два биологических принципа. Первый – это то, что все биологические объекты и их отдельно взятые структуры развиваются в результате внешнего воздействия, которое дифференцируется в результате принудительной ориентировки этого объекта в окружающей среде. Таким образом, мозг развивается в результате опосредованного через органы чувств воздействия окружающей обстановки. В частности, дифференциация звуков для ориентировки в коллективной деятельности привела к образованию зоны Вернике, в которой отразились логические формы мыслительной деятельности, связывающие представление об окружающей действительности через личный опыт и символические сообщения сородичей. Морфологический анализ зоны Вернике привел нас к методу ее развития, как основного звена интеллектуальной деятельности, через интенсивное информационное воздействие.
В соответствии со вторым принципом биологического развития о доминирующей и управляющей роли более поздних высоких новообразований над более ранними образованиями мы пришли к выводу, что общее состояние организма человека и его функциональные возможности во многом зависят от его интеллектуальных и связанных с ними морально-эмоциональных качеств человека. В этой связи мы пришли к выводу о необходимости синхронизации работы интеллектуальных сфер мозговой организации с эмоциональными, что на наш взгляд после наших тренингов привело, помимо роста интеллектуальных способностей, к общему улучшению эмоциональной сферы и общего самочувствия учащихся.
Мы делаем только первые шаги. К большому сожалению, большое количество педагогов не готовы воспринимать учащегося, способного анализировать и делать выводы в процессе обучения. Большинство школьников, прошедшие тренинги успешной работы с информацией, неуютно себя чувствуют в системе школьного образования. Более того, в Рязани областной институт развития образования необоснованно прекратил эксперимент по внедрению разработанного метода расширения возможностей учащихся средних классов по освоению информации. А Рязанское областное управление по делам образования не только игнорирует существование таких технологий, но и всячески препятствует их внедрению и дальнейшему развитию. В этой связи мы вынуждены проводить свои полномасштабные исследования в Московских государственных ВУЗах при поддержке существующего научно-профессорского состава. О результатах этих исследований более подробно доложит в своем выступлении старший научный сотрудник, директор нашего Московского филиала к.п.н. Хвалько Н.Г.
Необходимо отметить, что исследовательская работа по педагогическим технологиям расширения функциональных возможностей человека только начинается. В работу вливаются новые научные организации психо-педагогического и медико-биологического направлений.
Спасибо за внимание.
Библиография.
1. Кроль В.М. Психофизиология человека. –Сб.: Питер, 2003. – стр. 294.
2. Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы. –М., 1963 г.
3. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. –М.: Изд-во МГУ, 1975.
4. Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е.Д. Хомской. –Ростов на Дону, 1998.
5. Нагоров П.С. Некоторые аспекты развития информационного общества. – М. Флинта: Наука, 2005.
6. Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под ред. С.Д. Неверковича. – М.: Физическая культура. 2006.- стр. 236-266.
7. Саульская Н.Б. Объемная передача как способ межнейронального взаимодействия в стриатуме //Журн. высш. нервн. деят. 1997. Т.47. № 2. С. 362-373.
1 Информационное письмо по Материалам II научной конференции Международной академии информациологических наук.
|