Главная Статьи Научные статьи Новые способы информационного обучения




Комплексная программа интеллектуального развития


Развивающие занятия с детьми







Новые способы информационного обучения
Главный научный сотрудник
НИИ психологии и развития способностей
Нагоров П.С.
 
 

   Получение и обработка информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные (вроде амебы или инфузории-туфельки) постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования.

  Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой. Например, муравьи и пчелы сообщают сородичам о местоположении корма. Для этого им приходится применять специальный язык, на котором эту информацию можно передать (феромоны, несущие запах для информационного обмена).

  Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми служат языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, болгарский, английский и др.), на которых говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно велика. Без него, без обмена информацией между людьми было бы невозможно возникновение и развитие общества. Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, будем называть информационной деятельностью.


Получение информации

  Для получения (восприятия) информации у животных и человека имеются органы чувств (особые нервные клетки — рецепторы): зрение, слух, обоняние, осязание.    По мере своего развития человечество создавало специальную аппаратуру, повышающую возможности органов чувств: измерительные приборы, микроскопы, усилители звуковых сигналов и т. д.


Передача и хранение информации

  Первым носителем человеческих знаний и опыта, первым средством обмена информации между людьми стала человеческая речь.

  Несмотря на все богатство возможностей передачи информации, предоставляемых родными языками, описать с их помощью можно далеко не все. И хотя выдающиеся поэты и писатели создавали на родных языках яркие образы и передавали тонкие эмоции, поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» часто оказывается справедливой.

  Поэтому человечество научилось использовать для передачи и сохранения информации рисунки, чертежи, схемы, а впоследствии — фотографии, телевизионные изображения и т. д.

  В настоящее время применяют множество специальных языков, приспособленных для передачи информации конкретного содержания, появляющейся при решении определенных задач. К ним можно отнести языки математики, физики, химии и других научных дисциплин, дорожные знаки, язык записи шахматных партий, систему знаков для внесения редакторской правки в рукопись, обозначения на картах, языки программирования ЭВМ и многие, многие другие. Количество таких языков непрерывно увеличивается в прямой зависимости от роста многообразия решаемых человеком задач.

  Проблемы языка, его структуры, содержания и т. д. изучаются целым рядом родственных информатике наук — лингвистикой, математической лингвистикой и др. Саму информатику язык интересует, прежде всего, как форма представления и средство передачи информации.


Обработка и преобразование информации

  Преобразование, целенаправленная обработка информации — важнейший из информационных процессов.

  По мере развития общества, научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах — обработка и целенаправленное преобразование информации — осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

  Однако постоянное совершенствование техники и производства привело к резкому возрастанию объема информации, которым приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности, также увеличивался объем информации, необходимой для решения задач планирования и управления производством, народным хозяйством.

  В буквальном смысле начал возникать информационный кризис: человечество не справлялось с обработкой нарастающих объемов информации старыми методами. Как всякий кризис, он вызвал несколько информационных революций и, как следствие, появление новых информационных технологий. Но главным участником всех информационных процессов был и остается человек – во имя его и во благо его существует производство и все информационные процессы с этим связанные. Но сам человек в плане своих психологических возможностей приобретения и использования информации остается на уровне почти двухсотлетней давности.
  Сегодня в мире объем знаний каждые 10 лет удваивается. [1] Если объем человеческих знаний в 1950 году принять за 100 единиц, то в 2005 году он составит уже 4800 единиц. И если попытаться сохранить уровень знаний выпускника средней школы на относительном уровне 55-летней давности, школе пришлось бы учить детей по старой методике 480 лет. Значит, необходимо найти методику, по которой можно бы было сохранить относительный уровень грамотности, правильно выбрать необходимый фундаментальный, основополагающий материал и дать современную методологию нахождения и использования знаний.
  Современная методика преподавания в школе приводит к тому, что обучение развивает ребенка в информационном плане только до пятого класса, после чего путем принуждения и давления со стороны родителей и учителей делается попытка втиснуть в головы учеников как можно больше знаний без методологии их применения и системного расширения мировоззрения. Опросы учеников и выпускников средних учебных заведений, проводимые АНО «НИИ психологии и развития способностей», показывает,  что элементарные знания по общим вопросам программы средней школы усвоены учащимися (даже элитных гимназий и лицеев) максимум на 15-20%.  С другой стороны, постоянное давление на детей и невозможность получения действительно важных и ценных знаний, расширяющих мировоззрение и развивающих  личность, приводит к фрустрациям и психосоматическим заболеваниям, агрессивности. По официальных данным только 20% учеников старших классов практически здоровы [2], остальные страдают различными хроническими заболеваниями, окончанию школы ограничены  в выборе профессии  по состоянию здоровья [3].         
   Ухудшение состояния здоровья детей в процессе обучения наиболее выражено при переходе к предметному обучению. В структуре патологии  в этот период преобладают невротические расстройства, которые у 58,4% детей предшествуют появлению соматической патологии. Возникновению невротических реакций способствуют характерологческие особенности ребенка, неприятие его сверстниками и учителем, сниженный уровень умственного развития. Высокий уровень умственного развития, выявленный у первоклассников, сохраняется к 7 классу лишь у половины детей. От первого к седьмому классу среди адаптированных детей почти в два раза возрастает число учеников, расплачивающихся за адаптацию ухудшением здоровья. Психическая напряженность, фрустрация, утомление и стрессовые состояния, создающие угрозу невротических расстройств и провоцирующие хронические заболевания, а отсюда и срыв адаптации, возникают главным образом у учащихся, для которых программные требования сказались трудновыполнимыми [4] .   
  Врачи отмечают все больше психических расстройств среди детей 15-17-летнего возраста. Некоторые врачи считают, что в  этой возрастной группе фиксируются уже свыше 70% школьников с такими заболеваниями [5] .  
 «Загрузку учащихся – как старших, так и младших классов, а также преподавателей, – можно    считать запредельной, и следует продумать, как снизить загрузку» [6]
  Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что только совершенно иной подход  к проблеме образования может привести к созданию класса грамотных, всесторонне эрудированных и – самое главное – здоровых членов общества.
  Технология обучения работе с генеративно-семантической информацией, основанная на специальных несложных упражнениях, при достаточной интенсивности, систематичности и контроле со стороны преподавателя за точностью выполнения заданий значительно развивает слагаемые интеллекта: качество и скорость мышления, произвольную и непроизвольную память, внимание. Все это дает учащимся возможность использовать внутренние ресурсы сознания, увеличить объем понимания доступной информации, постоянно совершенствовать навыки работы с учебным материалом.
  Предлагаемая технология обучения за счет значительного повышения скорости мышления, улучшения логической и непроизвольной памяти, развития произвольного и управляемого постпроизвольного внимания  позволяет значительно поднять качество образования, снизить психическую напряженность, фрустрацию, утомление и  исключить стрессовые состояния, привить любовь к знаниям. Так с учащимися 6-8 классов в Экспериментальной средней школе № 75 г. Черноголовка при Академии образования РФ и средних школах №№ 51 и 7 г. Рязани были проведены опытно-экспериментальные занятия: в г. Черноголовка интенсивно – десять дней подряд по 2,5 часа ежедневно с выполнением домашних заданий  по 3 часа в день и в г. Рязань с пониженной интенсивностью – в течение 1,5 месяцев 20 занятий по три раза в неделю с выполнением домашних заданий по 1 часу в день. В результате все закончившие обучение увеличили скорость усвоения информации в 3-5 раз, а качество усвоения информации – как передаваемой устно, так и письменно – возросло в 1,36-3,4 раза [7] . В десять раз возрос объем изучаемого материала за один подход. При исследовании интеллектуального уровня по тестам Кеттела после экспериментальных занятий наблюдалось повышение показателей коэффициента интеллектуального развития у обучаемых в среднем на 19 пунктов. При всем этом отмечалось также улучшение самочувствия и настроения слушателей.
  Занимаясь вопросами развивающего обучения, начиная со средней школы, готовя будущего специалиста к работе с большими объемами информации, можно решать проблему не только здоровья населения, но и снять кризисные явления, связанные с информационной революцией. Надо только понимать, что будущее не за изменением программ обучения путем их информационного сокращения, а за новыми методиками развивающего обучения.


 
   
Rambler's Top100
On-line консультация - 553108950