формирования психических свойств человека
Главный научный сотрудник
АНО «НИИ психологии и развития способностей»
Нагоров Павел Сергеевич
Современная информационная ситуация требует пересмотра педагогических технологий в сторону развивающего обучения, которое должно быть построено с использованием новейших достижений в области нейрофизиологии и психологии. Это обусловлено прежде всего тем, что связанная с четвертой информационной революцией обстановка не только изменила требования к подготовке специалиста, но и резко и стрессово воздействует на психофизическое состояние человека. Новая педагогическая генеративно-семантическая технология в общей системе развивающего обучения В.В. Давыдова - С.В. Неверковича должна способствовать гармоничному формированию нового человека.
Ключевые слова: генеративная семантика, информация, гармоничное образование, педагогическая технология, смена нейрофизиологических парадигм, развивающее обучение.
The current information situation demands a revision of the pedagogical technologies in trend of the developing training, which should be made with the involving of the latest achievements in neurophysiology and psychology. It is conditioned by the 4th information revolution situation which not only changed the demands for specialists’ training but influences in dramatic and stressing way the human’s psychophysical status. The new training generative-semantic technology, being a part in the general system by V.V.Davidov-S.D.Neverkovich should facilitate the harmonious formation of a new personality.
Key words: Generative semantics, information, Harmonic education, Pedagogical technology, Neurophysiology paradigms revision, Developing education.
Педагогическая наука, следуя законам времени, развивается вслед за регрессивным или прогрессивным движением общества и основывается на общих достижениях всех наук. «Движение вслед» предполагает некоторое отставание от общего направления движения общества и поэтому педагогическую науку можно считать консервативной наукой. Но, с другой стороны, наука по определению не может быть консервативной. В этой связи речь может идти только о подготовке профессиональных кадров для обеспечения деятельности общества.
Основное направление социального развития определяется сегодня не столько технологическим, сколько информационным взрывом, связанным с техническими возможностями хранения и передачи логическо-семантической информации [20] . Система современного информационного воздействия не всегда благоприятно, а порой прямо отрицательно сказывается на психофизическом состоянии человека, что подтверждается данными психологических и медицинских исследований и, прежде всего, в средней школе, где более 80% выпускников по состоянию здоровья не пригодны для полноценной профессиональной деятельности[6].
Это обусловлено тем, что система среднего и высшего образования не готовит будущих специалистов к решению, в первую очередь, информационных проблем, связанных с освоением и переработкой логико-семантической информации, а эмоциональное воздействие средств массовой информации бесконтрольно (со стороны сознания) обрушивается на нашу жизнь, разрушая здоровые основы человеческой сущности [22].
Спартианская система воспитания и образования Столярова В.И. [25-28] лишь частично решают проблему сочетания физической культуры и информационной грамотности для сохранения здоровья нации.
Информационная перегрузка создается за счет ножниц, на одном конце .которых находятся взрывной рост общей мировой информации и развитие новых информационных сетей и технологий, а на другом психические возможности современного человека с его медленно развивающимися способностями. В этой связи современные педагогические технологии не решают задач по развитию информационных способностей нового поколения, не говоря уже о системе подготовки и переподготовки зрелых специалистов.
Система развивающего образования, усиленно продвигаемая в конце прошлого века академиком РАО и ее вице-президентом Давыдовым В.В. [3, 4] усилиями психогенетиков сводится в нашей стране на нет. Это весьма выгодная позиция для разделения общества на слои способных и неспособных и еще более выгодна для его оглупления. Очень удобно свалить всё на врожденные качества и заранее разделить всех на касты по своему разумению. Система образования сегодня строится по принципу профессиональной подготовки и узкопрофессиональной деятельности с учетом обслуживания малочисленных каст имущих, не касаясь глубинных сторон совершенствования психических качеств человека. Эта система приведет, в конечном счете, к деградации и последующему вымиранию многочисленных малых народов и общественных классов по их признаку интеллектуальной приспособленности и нужности на данном этапе индустриального развития.
Гуманность системы образования должна заключаться в предоставлении возможности (а не только права) получать не только востребованное профессиональное образование, но и информационные способности по ориентации в общественном развитии и сохранении этим самым психического и физического здоровья и дееспособности. Забота о демографическом факторе должна базироваться не только на повышение уровня рождаемости для сохранения рабочей силы и солдат, но и в желании совершенствовать человека через гармонизацию его развития. Направленность на профессиональное образование за счет общих предметов и выхолащивания мировоззрения может иметь происхождение как преднамеренное, так и невежественное за счет торможения научных разработок в области педагогики и психологии. Недопустимо с точки зрения гуманизма сокращать финансирование гуманитарных работ, значительно увеличивая вливания в нанотехнологии. Быстрое развитие техники и индустриализация производства в сочетании с резким снижением качества жизни большинства населения уже на нашей памяти приводило к масштабным человеческим жертвам в первой половине 20 века.
Однако сегодня в мире объем знаний удваивается каждые 10 лет [19]. Если объем человеческих знаний в 1950 году принять за 100 единиц, то в 2005 году он составит уже 4800 единиц. И если попытаться сохранить уровень знаний выпускника средней школы на относительном уровне 55-летней давности, школе пришлось бы учить детей по старой методике 480 лет, не говоря уже о времени подготовки специалиста с высшим образованием. Сохранение и увеличение объема необходимой информации и одновременное сокращение часов обучения по отдельным дисциплинам приводят к поверхностному изучению предметов, снижению качественного уровня подготовки специалистов. Кроме того, в ведущих отраслях науки и техники объем знаний удваивается каждые 5 лет. А это значит, что вузовская подготовка специалистов уже отстает от современного производства.
Выход из создавшейся ситуации, на наш взгляд, необходимо искать в современных достижениях в области нейрофизиологии и нейропсихологии [7,8,10,11], которые позволяют уже сегодня сделать значительный опережающий весь остальной мир шаг в совершенствовании системы развивающего обучения и создании эффективной педагогической технологии расширения функциональных и психических возможностей человека [23,24]. Задача должна состоять в преобразовании всей системы и технологий для обучения не только высококвалифицированных специалистов, но и для формирования всесторонне развитого, энциклопедически образованного, имеющего цельное мировоззрение, гуманистически и творчески мыслящего поколения [21,22].
Открытия, сделанные в этих областях науки, позволяют с уверенностью говорить о том, что человек не закрытая, а постоянно усложняющаяся и совершенствующаяся в процессе жизни система, передающая своим потомкам результаты своей жизнедеятельности и совершенствования.
Развеяны предыдущие мифы-парадигмы, что во взрослом мозге нейроны погибают, но не рождаются, что гибель нейронов происходит очень быстро и нервные клетки не восстанавливаются, а морфо-функциональные перестройки ограничены и медленны. В нейрофизиологии произошла смена многих парадигм.
В 90-х годах многочисленными исследователями [2] было показано наличие во взрослом мозге стволовых клеток. В мозге они спонтанно дифференцируются в три основных типа клеточных элементов ЦНС - нейроны, астроциты и олигодендроглию. Новые нейроны, мигрирующие в структуры взрослого мозга, посылают аксоны к надлежащим мишеням, окружены функциональными синапсами и не отличаются от окружающих клеток, включаясь, таким образом, в существующие системы нейронов.
В настоящее время поток экспериментальных данных показывает возможность очень быстрых перестроек в мозге. При устранении афферентных путей периферических сенсорных зон происходит быстрая перестройка соответствующих нейронных представительств в мозге. В течение периода от нескольких минут до 1-3-х часов (по данным разных авторов) происходит полная реорганизация реактивности, рецептивных полей и топографического представительства в коре.
Быстроту наблюдающихся перестроек многие исследователи объясняют демаскировкой при повреждении (в соседних полях) или при активации (в стимулируемом поле) существующих, но в норме слабых или подавляемых горизонтальных связей между соседними корковыми областями. Вариантом объяснения является особая организация таламо-кортикальных связей: центральная зона ветвлений таламических афферентов имеет диаметр не более 600 мкм, но соседние таламические клетки могут проецироваться на точки коры, отстоящие друг от друга на расстоянии до 1, 5 мм.
Кроме этого, существует множество экспериментальных свидетельств того, что в основе функциональных перестроек, идущих в течение минут - часов, могут лежать морфологические преобразования связей и формирование новых синапсов, а не просто функциональное растормаживание предсуществующих контактов [2].
Все это позволяет говорить о развивающем обучении с использованием специальных упражнений, нацеленных на приобретение новых психических качеств, отличных или хотя бы частично отличных от врожденных психических качеств [14,15].
Отношение обучения и развития представляет, по словам Л.С. Выготского , "самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии... не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены"[1]. Таково было положение дел более 60 лет назад, когда написаны эти слова, - оно сохраняется и по сей день. На наш взгляд, многие теоретические и практические аспекты педагогической психологии и психологической педагогики могут быть поняты лишь в зависимости от того, насколько серьезно и глубоко будут исследоваться не только проблемы чисто развивающего обучения, но и в связи с новыми открытиями в области нейрофизиологии. Речь должна идти, прежде всего, о гармоничном развитии личности (человека), что позволит достичь в обществе гармонии и процветания. В данном случае философия развивающего обучения должна касаться не только достижения необходимых знаний и умений, но и гармонии с культурным наследием и духовным совершенством. Обучение надо рассматривать с позиций нравственности и гуманизации социальных отношений [16,20] .
Создаваемая новая педагогическая генеративно-семантическая технология в общей системе развивающего обучения В.В. Давыдова - С.В. Неверковича [5] должна способствовать гармоничному формированию нового человека.
Суть ее заключается в том, что любая информация так или иначе воздействует на человека и этим либо разрушает его психику, либо формирует те или иные качества [13, 17, 18]. Упомянутая выше технология обучает правильной работе с информацией, вырабатывая устойчивость к информационным перегрузкам, при этом достаточно интенсивный информативный поток способствует развитию интеллектуальных способностей без стрессовых перегрузок. Упражнения, подобранные для информационной работы, синхронизируют работу всех отделов мозга, тренируют все составляющие внимания, волевые качества [19,24], память, мышление, воображение, гармонизируют психические процессы, формируют интеллектуальные и творческие способности. С учетом нейрофизиологических и нейропсихологических особенностей функционирования человеческого мозга [9,12] информация дозировано поступает в те отделы мозга, которые должны подвергнуться тренировке, и тем самым совершенствуя их функциональные свойства. Гармония и гуманизация психологических процессов достигается за счет того, что правильно оценивая окружающее, человек идет таким путем и принимает такие решения, которые соответствуют основным задачам человеческого бытия.
Основываясь на результатах формирующего эксперимента можно говорить о повышении качества жизни абсолютного большинства людей, прошедших обучение по некоторым методикам педагогической генеративно-семантической технологии.
Анализ письменного анкетирования (опроса) непосредственно после проведенного тренинга показал, что абсолютное большинство отметили у себя повышение скорости и гибкости мышление (54%), улучшение памяти и внимания (18%), 16% отметили более уверенное поведение.
Были отмечены также индивидуально-личностные положительные изменения. Так 84% участника тренинга отметили положительную динамику в отношение к себе, а 64% почувствовали улучшение своего самочувствия и отношения к жизни. 90% занимавшихся сформулировали свои жизненные цели как «дальнейшее развитие» или «самореализация».
Отрицательной динамики не отметил никто.
При повторном анкетировании через 6 месяцев для изучения отсроченного влияния тренинга 90% отметили улучшение самочувствия и 88% – повышение уверенности в отличии от первоначальных 64% и 16% соответственно. В среднем 94% считают, что программа оказала влияние на умение правильно принимать решение и ориентироваться в жизненной ситуации, в то время, как сразу после окончания занятий это отметили только 8% студентов. Положительное влияние на работу и учебу оказали занятия почти у всех обучавшихся – 92%, из них значительное положительное влияние – у 74%.
Объективные тестовые исследования показали повышение скорости работы с информацией в разы, улучшение памяти на 20-25%, повышение IQ по тесту Кеттела в среднем на 20 единиц, скорость и качество решения силлогизмов возросли на 80% и 53% соответственно. Изменились личностные характеристики обучаемых, которые оценивались по тесту MMPI. Снижение уровня стэнов показывают в первом случае повышение эмоциональной устойчивости, а во втором – уверенности.
Литература
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. С.374.
- Виноградовой О.С. Нейронаука конца второго тысячелетия: смена парадигм. Доклад на IV Рабочем совещании в Институте теоретической и экспериментальной биофизики РАН (Пущино, Моск. обл.) 21-23 июня 1999 года.
- Дaвыдoв B. B. Пpoблeмы paзвивaющeгo oбyчeния. –M.: Пeдaгoгикa, 1986. –103 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. –М., 1996. –124 с
- Давыдов В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии. -1976. -№ 4. –С. 5-9
- Колесникова И. В. В школах из детей делают гипертоников и психов. Российская газета, 14.04.2004. Стр. 3.
- Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы. –М., 1963. – 74 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. -3-е изд. –М., 2000. – 144 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. –Ростов на Дону, 1998. – 108 с.
- Лурия А.Р. Мозг и психические процессы: в 2 т. –М.: АПН РСФСР, 1963, 1970. - Т. 1-2. – 184 с., 169 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. –М.: МГУ, 1973. –350 с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. –М.: МГУ, 1975. – 254 с.
- Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологическая наука в СССР. – М., 1959. – Т. 1 – С.89-105.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М., 1959. – 345 с.
- Лурия А.Р. Сознательное действие, его происхождение и мозговая организация // Вопросы психологии. -1969. - №5. –С. 12-15.
- Лурия А.Р Этапы пройденного пут: Научная автобиография. –М.: МГУ, 1982. –130 с.
- Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Восстановительное обучение и его значение для психологии и педагогики // Советская педагогика. – 1965. - № 5. –С.5-8.
- Лурия А.Р., Юдович Ф.Я Речь и развитие психических процессов. – М., 1956. –110 с.
- Назарова А.Д. Профессиональный взгляд на проблемы среднего образования. –Киев: ЗН, 2004. – 342 с.
- Нагоров П.С. Некоторые аспекты развития информационного общества // Тезисы докладов научно-образоввательного форума молодых ученых. – М.: ННУОУ «Центр комплексной подготовки», 2005. – С. 143-146.
- Нагоров П.С. К вопросу о методологии современных прикладных психологических исследований. Личность в современных исследованиях // Проблемы развития личности: Сборник тезисов межрегиональной практической конференции. – Рязань, 2002. –Вып. 5. -С. 30-33.
- Нагоров П.С. Некоторые проблемы современной психологии.// Сборник материалов XII летней практической школы Министерства юстиции РФ. – Рязань, 2002. С. 26-33.
- Нагоров П.С., Хвалько Н.Г. Технология развития способности к переработке информации у обучаемых в аспирантуре // Тезисы докладов научно-образовательного форума молодых ученых. –М.: Флинта: Наука, 2005. – С. 146-148.
- Нагоров П.С. О влиянии информационного тренинга на развитие интеллекта и других пихофизических качеств // Научный вестник ВНИИФК. -2005. -№ 3. –С. 90-98.
- Столяров В.И. Спартианская система воспитания, образования и организации досуга //Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Вып. пятый, часть I): Сб. - М.: Российская академия образования, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, Смоленская олимпийская академия, 1997, с. 9-127.
- Столяров В.И. Спартианские игры - новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством //Спорт, духовные ценности, культура. Вып. четвертый. Альтернативные модели спорта: Сб./Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 54-279.
- Столяров В.И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции //Спорт, духовные ценности, культура. Вып. пятый. Спорт, эстетика, искусство: Сб./Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 101-265.
- Столяров В.И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания //Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой. Спорт и олимпизм в современной системе образования: Сб./Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 71-233.
«Российский научный журнал» №1 2007г.
|