Актуальность нашего исследования заключается в том, что при подготовке спортсменов необходимо обращать внимание не только на специальную и общефизическую подготовку, но и на эмоционально-интеллектуальную сферу спортсмена и тренера, которая также поддается в определенной мере развитию в процессе тренировки.
Нейропсихологической основой нашего исследования о связи физической, в том числе моторной деятельности с интеллектуальными способностями является нейронное взаимодействие всех структур мозга между собой. Нашими экспериментами подтверждается догадка о том, что в процессе выработки команды на те или иные действия принимает участие не только тот отдел, который отвечает за какой-либо двигательный процесс, но вся мозговая организация. В ходе формирующего эксперимента, в котором у детей дошкольного и младшего школьного возраста целенаправленно усиливали нейронную связь между речевой и двигательной деятельностью, было установлено, что экспериментальная группа быстрее осваивала сложные двигательные упражнения, в том числе конструирующие действия, по сравнению с контрольной группой.
В эксперименте со взрослыми спортсменами также установлена взаимосвязь уровня интеллектуального развития и прежде всего речевого с волевой направленностью двигательной активности, а также уменьшение времени ответной реакции на звуковой раздражитель. Разработаны способы тренировки интеллекта и эмоциональной сферы как спортсменов, так и специалистов в области физической культуры.
В настоящее время эксперименты в этой области продолжает НИИ психологии и развития способностей совместно с РГУФКом.
Главный научный сотрудник
НИИ психологии и развития способностей,
профессор Нагоров П.С.
|