ВВЕДЕНИЕ
Научно-исследовательским институтом психологии и развития способностей разработана Комплексная программа развития интеллектуальных способностей учащихся, которая готова для внедрения в учебных заведениях. В ее задачи входит развитие информационных способностей человека с точки зрения умения быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве, собирать информацию для решения задач, анализировать и обобщать ее и др. В основе метода лежат две составляющие: а) повышение скоростных возможностей человека при работе с информацией, б) ее генеративно-семантическая обработка.
При обучении скоростным навыкам работы с информацией значительно повышаются объемы ее обработки в единицу времени, при этом соблюдается логическая и временная последовательность ее связей.
Генеративно-семантическая обработка информации позволяет включить в работу более глубокие слои психики и тем самым научить человека более полно анализировать информацию, синтезировать ее со своим мировоззрением и оценивать ее в соответствии со своими все возрастающими способностями.
Условия проведения занятий
Перед началом занятий проводилось тестирование по определению скорости и качества усвоения информации, определялся IQ, качество решения логических задач (силлогизмов), проводился тест на особенности временной организации памяти (по Лурия А.Р.) и определялись психомоторные качества слушателей в тестовой лаборатории М.Ф.Агашина (время реакции на слышимый раздражитель, скорость силового импульса и силовые его параметры). Было проведено также тестирование по психологическим параметрам по опроснику ММPI (Мини-мульт).
В процессе занятий в течение 5 дней (20 часов) под руководством преподавателя проводились обучение и тренировки по ускорению восприятия информации, а также её логическому анализу. Кроме того слушатели знакомились с нейропсихологической теорией памяти, внимания, мышления.
Занятия проводились по 4 часа в день без перерывов. В качестве перерывов использовались тренировки с биомеханическими тренажерами М.Ф. Агашина по 30 секунд каждый час.
После окончания занятий было проведено повторное тестирование по тем же самым параметрам.
Пятеро слушателей пропустили по одному занятию, и четверо из них периодически не выполняли самостоятельную работу. Трое из посещавших занятия постоянно не выполняли самостоятельную работу (см. Таблицу 1).
Особенности проведённых занятий.
Первое направление работы заключалось в обучении восприятию информации с первого предъявления или ускоренному восприятию информации. Втрое направление состояло в обучении элементарному логическому анализу поступающей информации. Третье направление – это изучение простых психологических законов работы памяти, внимания, мышления, без чего невозможно правильно организовать свою деятельность, т.е. научить себя управлять своими же психологическими процессами запоминания, мышления, организовать свою работу.
Результат этих занятий имеет также отсроченный эффект. По закону нейропсихологии развитие высшей нервной деятельности происходит в процессе восприятия информации до того уровня, до которого она воспринимается1.
Несмотря на неполное выполнение программы занятий, результативность тренинга составила 85 % от плана. В таблице 1 представлены общие результаты по изменению скорости и качества усвоения информации (в числителе - скорость, в знаменателе - коэффициент усвоения информации), коэффициента интеллекта IQ, количества правильно решенных силлогизмов за 10 минут.
У всех слушателей на 4-60 пунктов повысился коэффициент интеллекта IQ по Кеттелу.
Это также математически значимая величина (см. ниже).
Скорость решения силлогизмов возросшая на 30-140% с математически значимой величиной говорит о повышении скорости логического мышления. У 13 из 14 слушателей повысился коэффициент правильных решений на 8-34%, что также является математически значимыми величинами (см. ниже).
Тестирование памяти показало незначительное, но математически значимое улучшение кратковременной памяти (на 7,3%) и отсроченной памяти (на 5,3%).
Проверки психомоторных качеств слушателей, которые определялись в тестовой лаборатории М.Ф.Агашина показала следующее: время реакции на слышимый раздражитель, скорость силового импульса и силовые его параметры имеют тенденцию к улучшению.
Средний результат времени реакции до максимальной силы до занятий 161 мсек., после занятий 125 мсек.
Средний результат психомоторной реакции до занятий 167 мсек., после занятий 151 мсек.
ИТОГ
После проведения 5-ти дневного курса (20 часов) по неполному первому этапу комплексной программы интеллектуального развития учащихся, разработанной в АНО «НИИ психологии и развития человека» можно сделать следующие выводы:
1. Технология обучения работе с генеративно-семантической информацией имеет существенное положительное влияние на развитие интеллектуальных способностей, и прежде всего, на скорость и качество работы с информацией.
- Скорость усвоения информации возросла в 2-4 раза.
- Качество усвоения информации у всех увеличилось на 20-180%.
- У всех слушателей на 4-60 пунктов повысился коэффициент интеллекта по Кеттелу.
- Скорость решения силлогизмов возросла на 30-140%, что говорит о повышении скорости логического мышления. У 13 из 14 слушателей повысился коэффициент правильных решений на 8-34% (см. Таблицу 5).
- Тестирование памяти показало незначительное, но математически значимое улучшение на 7,3% кратковременной памяти и на 5,3% отсроченной памяти (см. Таблицу 6).
2. Данная технология влияет на психофизические данные обучаемых, но непродолжительность занятий без изучения отсроченного эффекта пока не позволила полностью исследовать данный вопрос. Наметилась тенденция сокращения первичной психомоторной реакции, но не в пределах математической значимости. Более значительна (в пределах математической значимости) динамика силового импульса. Сократилось время реакции силового воздействия. Результаты проверки психомоторных качеств слушателей, которые определялись в тестовой лаборатории М.Ф.Агашина показали следующее: время реакции на слышимый раздражитель, скорость силового импульса и силовые его параметры имеют тенденцию к улучшению.
3. В данной группе учащихся не исследовано влияние программы на изменение личностных психологических качеств, т.к. изначально все слушатели имели психометрические параметры в норме, без особенных отклонений, а нагрузка была непродолжительной и не могла как-то повлиять на их изменение, но тенденция положительного воздействия имеется.
Вывод
Даже 1 курс этой программы позволяет учащимся на порядок повысить эффективность учебы, скорость и качество усвоения учебного материала. Преподаватели, работающие с группой, в которой все учащихся прошли курс Комплексной программы, могут дать учебного материала минимум в 2 раза больше за отведённые часы. Кроме того, учащиеся получают устойчивые навыки эффективной самостоятельной работы, что позволяет анализировать и усваивать гораздо больше материала при меньших затратах времени