Главная Статьи Научные статьи Значение новых педагогических и психологических методов в раскрытии потенциала личности




Комплексная программа интеллектуального развития


Развивающие занятия с детьми







Значение новых педагогических и психологических методов в раскрытии потенциала личности

Главный научный сотрудник
НИИ психологии и развития способностей,
профессор Нагоров П.С.

 

 
Значение новых педагогических и психологических методов
в раскрытии потенциала личности

   Актуальность данного доклада связана с тем, что современные педагогические методы воспитания и обучения постепенно теряют древние традиции русской школы и не используют новейших технологий развивающего обучения, начало которым еще в СССР положили педагоги-психологи Теплов Б.М., Давыдов В.В., Занков Л. В. Четвертая информационная революция, связанная с глобальным использованием компьютерной техники, преобразовала мир настолько, что информация стала неотъемлемой частью деятельности человека, в том числе и в быту, она пронизывает каждое его действие, каждый его шаг. Информационное воздействие на человека стало так велико, что его психика стала менее восприимчива к действительно полезной информации, с одной стороны, и подвергнута негативным воздействиям в виде перегрузок и стрессов, с другой.
  Как результат –  современный молодой человек не знает элементарных и основных научных положений, основополагающего художественного и исторического наследия, всего того, что необходимо для получения нормального образовательного уровня и формирования научного мировоззрения. С другой стороны, обилие как непонятной научной, так и наносной мистической информации и явно лживой дезинформации приводит к нарушению психического баланса и, как следствие, – психо-неврологическим заболеваниям и другим последствиям. Так, например, миф об НЛО, запущенный ЦРУ США с целью скрыть разработку и создание новых летальных аппаратов (начатую еще под Прагой Гитлером и продолженную в последствии СССР и США), породил немало проблем не только среди обывателей, гоняющихся за призраками и нередко попадающих в с ответствующие заведения, но и среди маститых ученых. Версия об инопланетном происхождении человека стала сегодня самой популярной среди населения и во многих случаях – причиной психических заболеваний.
Одновременно с этим идет снижение относительной грамотности населения.
   Сегодня в мире объем знаний удваивается каждые 10 лет (А. Назарова, 2004). Если объем человеческих знаний в 1950 году принять за 100 единиц, то в 2005 году он составит уже 4800 единиц. И если попытаться сохранить уровень знаний выпускника средней школы на относительном уровне знаний 55-летней давности, школе пришлось бы учить детей по старой методике 480 лет, не говоря уже о подготовке специалиста с высшим образованием. Сохранение и увеличение объема необходимой информации и одновременное сокращение часов обучения по отдельным дисциплинам (я думаю, понятно, о чем идет речь)  приводят к поверхностному изучению предметов, снижению качественного уровня подготовки специалистов. Поиск новых развивающих технологий, позволяющих хотя бы частично сохранить относительную грамотность населения, является первоочередной задачей формирования здорового общества через общее образование каждого его члена. По мнению Потемкина В.И. (2000 г.), наше тысячелетие на Земле будет отмечено глобальным па­радоксом-кризисом развития человечества: накапливаемое всеми людьми знание начнет удваиваться. Причем поскольку пятилетний пери­од удвоения всемирного знания равен сроку получения высшего образова­ния, то современный выпускник любого ВУЗа, в принципе, не сможет приобре­сти знания, нужные для реальной творческой жизни в XXI веке.
   По мнению некоторых ученых, только русская культура с ее сложными грамматическими структурами языка и неординарностью мыслительных процессов способна преодолеть кризис ситуации и создать условия для глобального развития человеческого мышления. В основе этого должны находиться, прежде всего, культурные традиции и наследия. Необходимо исходить также из того, что человек, как биологическая система, в отличие от других подобных систем, не закрыта и находиться еще в процессе постоянного скачкообразного развития. Четвертый информационный кризис вызвал новый пассионарный толчок на территории, которая по своему составу, структуре и культурному уровню наиболее подготовлена для его принятия и саморазвития.
 

Основные принципы разработки новых методик и программ обучения

   В основе разработок новых методик и программ обучения, способных преодолеть несоответствие необходимости и возможности информационного бытия, должны лежать научные подходы, базирующиеся, прежде всего, на объективных биологических законах развития человека, нейрофизиологии, нейропсихологии, а не на надуманных общих теориях о человеке, взятых из поверхностных наблюдений его поведения, а также плохо продуманных и вольно объясняемых результатах экспериментов. Как было, например, с появлением в 1968 году нового модного учения о трансперсональной психологии Грофа С., основанного на влиянии наркотиков на сознание.

  Первым основополагающим положением должен стать вывод, полученный из объективных исследований, что мозг человека развивается и образуется постоянно на протяжении всей человеческой жизни, и что скорость этого процесса зависит, в первую очередь, от информационной насыщенности среды его окружения. Следовательно, чем больше информационный поток, тем интенсивнее совершенствуется мозг и больший объем информации человек способен освоить.
   Однако в жизни так получается не всегда. Необходимы достаточная информационная культура, алгоритмизация работы с информацией, основанная на научном подходе с материалистическим пониманием нейрофизиологических основ работы головного мозга, постепенное усложнение решаемых задач и, естественно, знание семантических структур языка. К сожалению, в современных образовательных системах отсутствует в программах принцип постепенности и последовательности в сочетании с комплексностью обучения,  не разработаны алгоритмы освоения учебного материала и, как правило, педагогический состав, разрабатывающий программы обучения ,не знаком ни с нейрофизиологией, ни с нейропсихологией. Санитарные нормы методик и программ рассматриваются без участия ученых-психологов, а подготовка школьных психологов оставляет желать много лучшего. При обучении работе с информацией необходимо учитывать особенности ее восприятия  основными анализаторами коры головного мозга, пути поступления в зону анализа информации и процесс освоения знаний путем комплексного индуктивно-дедуктивного алгоритмического процесса.

Второе теоретическое положение, достигнутое на основе данных опытов над животными, это, что полученная информация не исчезает бесследно, а как след воздействия не только навсегда остается в психике (и поэтому всегда возможно ее воспроизведение), но и передается определенным образом будущему потомству.
   Таким образом, при правильном обучении работе с информацией человек, как субъект, в целом способен не только накапливать полученные человечеством знания, но и получать знания прошлых поколений. Важнейшим условием развития и тренировки воспроизведения информации при этом играет обучение управлению постпроизвольным вниманием и методам правильной записи, если так можно выразится, а более точно – правильному анализу, воспринимаемой информации. Еще в начале
XIX века русский философ и поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов предсказывал, что высший этап развития людей связан с превращением всех наук во всеведение, в результате чего человечество вступит в истинную гармонию с природой, основанную на глубоком знании ее сути.

  Третье положение заключается в том, что кора головного мозга, отвечающая за интеллектуальную деятельность, влияет на работоспособность всего мозга. Поэтому развитие этой части коры способствует организации всего организма. 

Результаты экспериментальных исследований влияния новых программ

 

на изменение интеллектуальной и эмоциональной составляющих
свойств личности

   Занятия со студентами, аспирантами и магистрантами, проведенные по методикам, разработанным в НИИ психологии и развития способностей, показали, что в результате обучения алгоритмам работы с информацией коэффициент интеллекта увеличился из 60 человек у 56, в среднем на 17 единиц; максимально – 45, минимально – на 5 единиц. Скорость решения логических задач возросла в среднем в 1,7 раза, а скорость освоения информации в 3,5 раза, при незначительном улучшении памяти по тесту Лурия А.Р. в 1, 1 раза.Помимо этого субъективно улучшилось самочувствие, возросло чувство уверенности в своих силах, повысился интерес к окружающему миру. Объективно по опроснику СМИЛ (MMPI, адаптированный Собчик Л.Н.) повысилась эмоциональная устойчивость и критичность мышления. Данные результаты исследования соответствуют экспериментам проведенным на мышах и крысах, доказывающим, что кора головного мозга тренированных в информационно насыщенных условиях животных лучше развита, состояние их здоровья лучше по сравнению с контрольной группой животных.Таким образом, наглядно подтверждена правильность выбранного Институтом направления разработки программ обучения развивающим методом.

 
   
Rambler's Top100
On-line консультация - 553108950