Главная Статьи Публикации Диалектика изменения формы и содержания понятия «педагогическая технология»

Диалектика изменения формы и содержания понятия «педагогическая технология»
и современные принципиальные основы ее формирования

Журнал «Наука, психология и образование» №1 2007 г.
Кандидат педагогических наук П.С. Нагоров

Вместе с развитием наук расширяется значение основных понятий и появляются новые термины. Расширение содержания научных понятий позволяет более точно знать и понимать суть основных закономерностей построения научных знаний. В частности введение в систему педагогических теорий термина «педагогическая технология» и дальнейшее расширение и углубление содержания этого термина дает возможность более глубоко осмыслить задачи, цели и саму суть педагогического процесса, а также более основательно его построить. Это и рассматривается в данной статье.

Ключевые слова: анализ результативности, информационная перегрузка, информационное общество, научная разработка, организация, развивающее обучение, педагогическая технология, процесс реализации.

Термин «педагогическая технология» появился сравнительно недавно. Само понятие педагогики за два с половиной тысячелетия претерпело ряд изменений. Так Даль в XIX веке определял педагогику как науку «о воспитании и обучении детей и молодежи». В середине XX века понятие «педагогика» расширяется и определяется уже как наука о специально организованной целенаправленной деятельности по формированию человека, о содержании и методах воспитания, образования и обучения. Отсюда следует, что педагогическая деятельность направлена на качественное изменение объекта своего приложения в соответствии с педагогическими целями.

Понятие же «педагогическая технология» в 60-70 гг. прошлого века ассоциировалось главным образом с методикой применения технических средств обучения (ТСО). В этом смысле оно до сих пор используется во многих зарубежных публикациях. Это связано, видимо, с тем, что первоначально значение слова «технология» понималось как «наука техники» и имело «заводской, ремесленный и промысловый обиход» [3].
Несколько позже под педагогической технологией стали понимать не просто «использование технических средств обучения или компьютеров», а «выявление принципов и разработку приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов». Это было связано с тем, что общее понятие «технология» в 70-х годах прошлого века означало «совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д., а также научную дисциплину, разрабатывающую и совершенствующую такие приемы и способы» [2]. Понятие «Педагогическая технология» в своём значении перекликается с техническим или общим понятием «Технология».

Суть такого подхода заключена в идее полной управляемости работы образовательного учреждения. По характеристике японского ученого-педагога Т. Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования» [17].

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий на практике. Поэтому педагогическая технология занимает как бы промежуточное положение между наукой и практикой или может относиться как к той, так и другой деятельности человека.
Педагогические технологии могут различаться по следующим критериям:
- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
- по функциям преподавателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
- по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т.д.

В работах Неверковича С.Д. (2006), педагогическая технология дифференцируется на такие разновидности, как общепедагогическая, общедидактическая, частно-дидактическая [15, 16]; по уровням сфер использования технологического подхода: национальной системы образования в целом, подсистем субъектов федераций, их территорий, учреждений образования, ступеней и подразделений (начальная, основная, полная, факультет, кафедра, курс, класс), а также по временным интервалам: учебный год, семестр, триместр, четверть, система занятий, посвященных конкретным темам, вплоть до отдельного урока, лекции, семинарских, практических, лабораторных работ и других форм организации учебного процесса.

В настоящее время основными общепедагогическими технологиями являются: традиционное обучение, педагогика сотрудничества, развивающее обучение, игровое обучение, проблемное обучение, эвристическое обучение, программированное обучение, контекстное обучение, активное обучение, дидактическая эвристика, частнопредметные технологии обучения, авторские педагогические технологии, компьютерные технологии обучения, разноуровневое обучение, метод проектов.

М.И. Махмутов следующим образом раскрывает смысл педагогической технологии: «Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели» [12]. В данном определении педагогической технологии внимание обращается на структуру взаимодействия педагога и учащихся – этим определяются и способы воздействия на учащихся, и результаты этого воздействия. Выражение «жестко запрограммированный» как бы освобождают учителя от необходимости мыслить, самостоятельно выбирать путь достижения цели. Но без педагогически развитого мышления, без учета многих факторов педагогического процесса, возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых любая технология не даст должного результата. «Запрограммированный» означает, в первую очередь, то, что прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо изучить ее особенности, на что она направлена, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи может помочь решить в тех или иных условиях. Недаром говорят, что тот, кто освоил педагогическую технологию, владеет педагогическим мастерством.

Суть технологичности подхода заключена в идее полной управляемости работы образовательного учреждения. По характеристике японского ученого-педагога Т. Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования» [17].

Современное отечественное видение педагогической технологии представляется как «система учебно-воспитательных, организационно-методических, материально-технических и иных воздействий на учебный процесс, позволяющих создать условия максимального раскрытия творческого потенциала обучаемых, путем совершенствования мотивов к обучению, его индивидуализации, использования продуктивно-творческих методов, гуманизации всех составляющих системы, охватывая как отдельные ее элементы (виды занятий, производственную практику, дипломные проекты и др.), так и всю систему в целом» [15].

Технологичность педагогических процессов в публикациях В.П.Беспалько представляется как явление двухмоментное, которое включает в себя два аспекта: а) проектирование и б) реализацию на практике определенной педагогической системы [4].

Американской Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологиям в качестве официального утверждено следующее определение: «Педагогическая технология – комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем планирования и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний».

Исходя из этого определения, в таком педагогическом процессе, впрочем, как и в любом другом виде деятельности, усматривается не два, а четыре составляющих педагогической технологии: а) научная разработка, б) организация, в) реализация и управление и г) анализ результативности с последующей корректировкой и доработкой теоретических и организационных оснований [14].

Научная разработка. Построение технологии, независимо от ее основания, должно быть строго научным, оно должно базироваться не только на эмпирическом опыте, но и на его глубоком теоретическом анализе, в результате чего синтезируется теоретическая часть технологии, осуществление которой позволит в кратчайшие сроки добиться достижения поставленной цели.

Разработка и создание технологии – процесс не только технический и организационно-творческий, но и научный. Научность заключается в применении всех возможных достижений, как в области применения самой технологии, так и в смежных областях знаний. Педагогика, как наука о возможных способах и приемах изменения человека (прежде всего, информационно-семантическим методами) с целью наилучшего приспособления в условиях конкретного общества, затрагивает, в первую очередь, все области знаний, касающиеся человеческой личности, если ее рассматривать как процесс взаимодействия человека с окружающей средой. Это физиология, нейрофизиология, психофизиология, нейропсихология, психиатрия, неврология, кроме того, это касается наук и сфер деятельности, связанных с методами и способами воздействия на человека: фармакологии, наркологии, психолингвистики, физиотерапии, искусства, религии, гипнологии, психотерапии. Приблизительно то же самое в своих работах говорят Неверкович С.Д. (2006) и Минбулатов В.М. (2006) [16]. Педагогическая технология не может быть сформирована без «соответствующей научно-теоретической платформы», которая базировалась бы на «опорных столбах» теории обучения и образования – физиологическом учении И.П.Павлова об условных и безусловных рефлексах, о первой и второй сигнальных системах, на психологических теориях, опирающихся на концепции бихевиоризма, гештальтпсихологии, когнетивизма и ее разновидностях, а также классических дидактических системах Я.А.Коменского, Ж-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, К.Д.Ушинского, Д.Дьюи и других последующих достижениях в этих областях, к которым можно отнести труды физиологов Н.А.Бернштейна и П.К.Анохина; психологов П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.В.Петровского, Н.Ф.Талызиной, В.А.Кан-Калика и др.; педагогов С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.А.Сластенина, Н.Д.Никандрова, В.В.Краевского. И.Я.Лернера, Н.В.Кузьминой и др.; философов Э.В.Ильенкова, Ф.Т.Михайлова, В.А.Лекторского и др.; методологов Г.П.Щедровицкого, Н.Г.Алексеева, В.М.Розина и других ученых.

Организационная часть. Она является неотъемлемой частью любой технологии, т.к. она (технология) требует тщательной подготовки сил и средств. Под силами в данном случае подразумеваются кадры, которые будут заняты в том или ином технологическом процессе, а также в составлении планов по осуществлению технологии, а под средствами – материальное и техническое обеспечение этого процесса. При организации технологического процесса необходимо учитывать местные и региональные особенности, условия, при которых он будет осуществляться, контингент приложения, наличие профессионально подготовленных кадров и возможности их доподготовки и переподготовки. Это, в свою очередь, поможет составить организационный и предварительный планы реализации технологического процесса. По мере необходимости в план включаются возможные противодействующие условия, мешающие достижению положительных результатов. Так, например, такими условиями и препятствиями могут быть семейные отношения, семейный и коллективный микроклимат, наличие противоборствующих моральных и других установок, религиозные и другие убеждения, работа средств массовой информации, а также сам контингент приложения. В этих случаях потребуются большие временные затраты и большая интенсивность приложения усилий в отношении тех лиц и коллективов, на которые оказывается противоположное воздействие.

Технологические планы и расписания составляются таким образом, чтобы в них отражалась суть технологии в целом и каждого ее элемента в частности. Требования по соблюдению строгой последовательности должны отражаться в планах через факультативные и дополнительные занятия с отстающими и пропустившими по уважительным причинам часть обучения. В планах и расписаниях предусматривается возможность контроля за педагогическим процессом.

«В состав современных технологий включается и технологический контроль… технологией принято также называть описание процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и т.д… В результате технологических процессов происходит качественное изменение объектов» [2].
Подготовка, доподготовка и переподготовка кадров осуществляется в соответствии с планами организации педагогического процесса и в процессе его осуществления в объеме, соответствующем объему охвата его (процесса) приложения.

Подготовка кадров для осуществления педагогического процесса должна проходить в условиях научного понимания сути педагогической технологии, ее задач и целей, а также ее методологических основ. Задействованные педагоги должны работать под руководством разработчиков длительное время, чтобы понять тонкости и закономерности педагогического процесса. Непонимание каких-то мелочей может привести к непредсказуемым результатам, как и незначительное нарушение технологии при производстве, например, самолета, приведет к катастрофе. Педагогическая технология, также как и любая другая, должна быть строго регламентирована по времени, интенсивности педагогического процесса, последовательности выполнения методологических приемов. Необходимо учить педагога творчески решать задачи обучения и воспитания в рамках новой технологии, последовательно продвигаясь к поставленной цели. Исходя из этого, можно выделить основные требования к педагогическим кадрам на первом этапе осуществления технологического процесса: высокая общая эрудиция, общая теоретическая осведомленность, стремление в целом понять замысел технологии, творческий подход в сочетании с общей дисциплинированностью.

Процесс реализации технологии требует неукоснительного соблюдения регламента, нарушение которого в любой его части по содержанию или по времени может привести к срыву всего технологического процесса и достижения цели. Поэтому только планомерность, четкие контроль и управление технологическим процессом может помочь достижению истинной задуманной результативности технологии. Творческие способности преподавателя должны применяться в данном случае только в пределах выполнения плана без его изменения и без изменения принципов и методов его осуществления. Контроль должен осуществляться под руководством лица в совершенстве владеющего технологией. Недопустимо внутри технологии применение других авторских методик и других технологий. Это равно осуществлению сборки самолета по чертежам разнотипных самолетов или разнородными комплектующими. Как уже говорилось выше, суть технологичности заключается в полной управляемости процесса, неукоснительном соблюдении всех его тонкостей и особенностей.

Анализ результативности. Любая человеческая деятельность не может осуществляться безошибочно, а научные теории приближаются к истине только путем проб и исключения ошибок. Поэтому анализ результативности – это поиск как теоретических ошибок, так и ошибок в организации и управлении перед и в ходе осуществления образовательного процесса. Корректирование и исправление ошибок –неотъемлемая часть деятельности, тем более педагогической, в которой сочетается наука и практика. В действительности трудно или просто невозможно предусмотреть индивидуальные особенности каждого персонально и коллектива в целом.

Как уже говорилось выше, целью педагогической технологии является преобразование или трансформация личности в соответствии с целями и задачами педагогики.

При этом в обучении В.П. Беспалько (1970) выделяет 4 уровня:
- I уровень обучения — знания-знакомства. Его признаки — умение обучающегося опознать, различить знакомый предмет, явление, определенную информацию;
- II уровень — знания-копии. Признаки этого уровня — умение пересказать, репродуцировать ранее усвоенную учебную информацию;
- III уровень — знания-умения. Его важнейшие признаки — умение применить полученные знания в практической деятельности, способность человека применять свои знания, навыки и т. д. с учетом требований конкретной ситуации, что иногда называют «управление исполнением [5];
- IV уровень — знания-трансформации, умение перенести полученные ранее знания на решение новых задач, новых проблем. Это уровень творчества.

Приблизительно также рассматривает уровни научения Р. Дилпс (2004).

«Научение 0 — это отсутствие изменения. Оно включает повто¬ряющиеся формы поведения, при которых человек, группа или орга¬низация действуют привычным образом или оказываются «внутри ящика», — привычки, сопротивление, инерция.

Научение I — это постепенное, нарастающее изменение. Оно включает корректирование и адаптацию через поведенческую гиб¬кость и расширение навыков. Хотя эти модификации могут помочь расширить способности отдельной группы или организации, они все еще остаются «внутри ящика»; это может быть развитие и усовершен¬ствование новых приемов и способностей.

Научение II — это быстрое, резкое изменение. Оно предполага¬ет мгновенную замену реакции на совершенно иную категорию или класс действий. По существу, это переключение с одного типа «ящи¬ка» на другой, например изменение в политике, ценностях или прио¬ритетах.

Научение III — это эволюционное изменение. Оно характеризу¬ется существенными изменениями, которые выходят за рамки теку¬щей идентичности человека, группы или организации. Мы могли бы сказать, что они находятся не только вне «ящика», но и вне «здания», — например смена роли, марки или идентичности.
Научение IV — это революционное изменение. Оно предполагает пробуждение к чему-то полностью новому, уникальному и преобразу¬ющему. На уровне Научения IV человек, группа или организация на¬ходятся вне «ящика» или «здания» и в новом мире, что характеризуется, например, полностью новыми реакциями, технологиями или способнос¬тями, которые открывают дверь к ранее неизвестным и не отмеченным на карте возможностям».

По аналогии можно составить уровни воспитания [13], где
- на нулевом уровне будет отсутствие какой-либо воспитанности, т.е. знаний правил и норм поведения в обществе;
- на первом уровне – знание правил этикета и норм морали;
- на втором – понимание и умение того, как правильно вести себя в том или ином обществе;
- на третьем уровне – осознание необходимости моральных и духовных ценностей и причастности к ним;
- на четвертом – органичное соединение личности с моральными и духовными общечеловеческими ценностями и традициями общества.

Подводя итог вышеизложенному, становится возможным дать более полное и соответствующее современности определение понятия «Педагогическая технология». Это строго регламентированный научно обоснованный, творчески организованный и управляемый процесс изменения человека путем привития новых форм поведения на более высоком образовательном уровне. Основными критериями «Педагогической технологии» являются научное обоснование, четкая организация процесса и его управляемость в структуре педагогической системы, возможность корректировки методик и в конечном итоге достижение ожидаемого результата.

Объем и содержание педагогической технологии зависят от целей, т.е. от желаемого конечного продукта, который мы хотим получить на выходе и научной сути самой технологии. Чем объемнее объект приложения и чем шире задачи, стоящие перед образовательной системой, тем объемнее и сложнее будет научное обоснование и организация технологического процесса.

Во-первых, должно быть волевое приложение в достижении целей, т.е. понимание необходимости изменения ситуации и целенаправленные действия в этом направлении. В сложившейся социальной ситуации мы наблюдаем, в первую очередь, неготовность человека во всех отраслях его деятельности к работе в мощных информационных потоках, неумение ориентироваться в новой ситуации и принимать правильные решения и связанные со всем этим стрессовые ситуации. Несмотря на повышение материального уровня жизни, все это ведет к снижению ее качества. Заметено также снижение квалификации работников основных сфер деятельности. Удвоение информационного объема во многих отраслях происходит каждые 3-4 года, в то время как на подготовку специалиста старыми обучающими технологиями уходит 5-6 лет (C.В. Кибальников, 2002) . Отсюда следует, что основные направления усилий современных педагогических технологий должны быть направлены на умение работать с информацией. В соответствии с этим технологическое обеспечение должно создать такие условия, при которых можно было бы обучать использованию современных информационных технических средств для получения информации, ее накапливания и поиска необходимых ресурсов для решения творческих и проблемных задач.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества, т.е. общества, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

С другой стороны, нельзя не учитывать влияние, оказываемое мощным потоком информации на организм человека и, прежде всего, его психическое состояние. Система современного информационного воздействия не всегда благоприятно, а порой прямо отрицательно сказывается на психофизическом здоровье человека, что подтверждается данными психологических и медицинских исследований, прежде всего, в средней школе, где более 30% выпускников по состоянию здоровья не пригодны для полноценной профессиональной деятельности. Из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. При этом у одной трети учащихся имеющиеся болезни ограничивают выбор будущей профессии [6].

Информационная перегрузка создается за счет ножниц, на одном конце которых находятся взрывной рост общей мировой информации и развитие новых информационных сетей и технологий, а на другом – психические возможности современного человека с его медленно развивающимися способностями. В этой связи современные педагогические технологии не решают задач по развитию информационных способностей нового поколения, не говоря уже о системе подготовки и переподготовки зрелых специалистов.
Система образования должна быть гуманна. Гуманизм в образовании заключается в предоставлении возможности (а не только права) получать не только востребованное профессиональное образование, но и информационные способности ориентирования в общественном развитии и сохранении этим самым психического и физического здоровья и дееспособности. Забота о демографическом факторе должна базироваться не только на повышении уровня рождаемости для сохранения рабочей силы и солдат, но и в желании совершенствовать человека через гармонизацию его развития. Направленность на профессиональное образование за счет общих предметов и выхолащивания мировоззрения может иметь происхождение как преднамеренное, так и невежественное за счет торможения научных разработок в области педагогики психологии [13]. Недопустимо с точки зрения гуманизма сокращать финансирование гуманитарных работ, значительно увеличивая вливания в нанотехнологии. Быстрое развитие техники и индустриализация производства в сочетании с резким снижением качества жизни большинства населения уже на нашей памяти приводило к масштабным человеческим жертвам в первой половине 20 века.

Выход из создавшейся ситуации, на наш взгляд, необходимо искать в современных достижениях в области нейрофизиологии и нейропсихологии, которые позволяют уже сегодня сделать значительный опережающий весь остальной мир шаг в совершенствовании системы развивающего обучения и создании эффективной педагогической технологии расширения функциональных и психических возможностей человека. Задача должна состоять в преобразовании всей системы и технологий для обучения не только высококвалифицированных специалистов, но и формирования всесторонне развитого, энциклопедически образованного, имеющего цельное мировоззрение, гуманистически и творчески мыслящего поколения.
Таким образом, перед педагогикой стоит двуединая задача: а) гармонизация личности и сохранения здоровья человека в условиях жестокой информационной перегрузки и конкуренции; б) подготовка специалистов, владеющих методологией коллективной работы с информацией.

Основой научной педагогической мысли должны стать материальные основы наук о человеке: биология, физиология, нейропсихология, биохимия, информационная психология, психофизиология, дифференциальная психология, когнитология с эмбриологий, молекулярной биохимией и нейрогенетикой и т.д.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7.- № 2. - С. 21-27.
2. Владимиров О.А., Пархоменко А.А. Технология. М., «Советская энциклопедия», 1976.- С. 357.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т. 4: С-?. М.: ОЛМА медиа Групп, 2007.- С. 283.
4. Беспалько В.П., Программированное обучение (дидактические основы), М., «Высшая школа», 1970 г.
5. Вачков И.В., Дерябо С.Д., Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе, СПб, «Речь», 2004 г., с. 90.
6. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса часть III. - Сергиев Посад, 1995. - 32 с.
7. Дилтс Роберт, Коучинг с помощью НЛП, СПб, «Прайм-Еврознак», 2004 г., с. 234-235
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб: Питер, 2000. - 512 с.
9. Куинджи Н.Н., Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.
10. Лившиц О.Д. Диагностика умственной работоспособности и утомления детей и подростков в процессе учебной деятельности: Методическое пособие / Лившиц О.Д., Лядова Н.В. - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1998. - 56 с.
11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
12. Махмутов М.И. «Проблемное обучение» - М., - 1975. 231 с.
13. Нагоров П.С. Диалектика формы и содержания понятия «педагогическая технология». Наука, психология и образование №1, 2007. – стр. 55-59.
14. Информационная психология в системе развивающей педагогики. Наука, психология и образование №1, 2007. – стр. 53-54.
15. Неверкович С.Д. Задачи современной педагогики. Наука, психология и образование №1, 2007. – стр. 45-47.
16. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / под ред. С.Д. Неверковича. –М.: Физическая культура, 2006. – 528с.
17. Сакамото Т. Систематизированное обучение на основе системного способа мышления. Систематизированное обучение. Япония, 1974. – 122с.
18. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 128 с.
19. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - 2-е изд., доп. - СПб.: Петроградский и К, 1997. - 416 с.
20. Трегубова Т.М. Педагогическая диагностика процесса социального становления студентов ССУЗ. Методические рекомендации / Трегубова Т.М., Токар В.М., Гут А.В. - Казань, 1999. - 76 с.
21. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. - М., 1988.

 




_






Center-rfv.ru - тренинг и упражнения на развитие внимания, памяти и интеллекта.