Методика сверхускоренного изучения иностранных языков |
Методика изучения английского языка в Центре НИИ психологии и развития способностей в Москве в одно предложение может быть изложена так: Хотите говорить – говорите! Только научиться говорить можно разными способами. Способность говорить – всего лишь навык, подобный чтению, письму, даже ходьбе, и для того чтобы развить этот навык, необходимы интенсивные тренировки, т.е. при изучении иностранного языка Вам предстоит серьезная и упорная работа, ведь, как известно, чтобы развить талант, нужно 10% таланта и 90% труда. Как работает инновационная методика изучения английского языкаВо время занятий Вам предстоит выполнять порой, на Ваш взгляд, бессмысленные упражнения, например многократное повторение одной и той же фразы или чтение одного и того же текста несколько раз, но эти упражнения могут показаться бессмысленными лишь на первый взгляд (это такая же тренировка, например, как наработка техники письма, занятия боксом или катание на лыжах), так как строгое выполнение этих упражнений, беспрекословное следование и не противоречие всем инструкциям и указаниям преподавателя, несомненно, приведет вас к желаемому результату. Разъясним смысл упражнений, применяемых в нашей программе и принцип подхода в целом. Для того чтобы научиться говорить абсолютно на любом языке, нужно на нем наговориться или наговорить его, доведя до автоматизма. Но мало говорить,
Вот это основные умения, которые будут развиваться во время изучения. Как же все-таки достигается на первый взгляд такой невероятный результат в такие короткие сроки?Дело в том, что традиционная педагогика в преподавании иностранных языков предлагает сначала изучать правила чтения, затем отдельные слова вне контекста, затем грамматику, а потом изучающий должен собрать все три компонента воедино и суметь что-то потом сказать! И таким образом люди изучают язык в школе, затем в институте, а в итоге зачастую знания оставляют желать лучшего. Например, некоторые студенты 5-х курсов не всегда могут высказать свою мысль на иностранном языке. Конечно!.. Удержи в голове все правила и попробуй не ошибись!.. Каким же образом происходит обучение у нас?.. На наших занятиях СПЕЦИАЛЬНО практически не изучаются ни грамматика, ни правила чтения – минимум теории, максимум практики. Ученик в нашем центре, подобно ребенку, который только начинает говорить, воспринимает речь преподавателя целостно: сначала это короткие фразы, затем они становятся все больше и больше. Ведь тому же ребенку, для того, чтобы научиться говорить, не надо сначала объяснять правила фонетики, грамматики, да это и невозможно! А что же с ним делают? С ним начинают повторять одну и ту же фразу несколько раз, таким образом, ребенок должен услышать эти слова достаточное количество раз, помимо этого, он видит как то или иное слово произносится, как работает речевой аппарат произносящего, затем ребенок начинает сам произносить это слово (т.е. работает эффект подражания), со временем осмысляя его значение. То же самое происходит и на наших занятиях. Преподаватель произносит, читает фразу на иностранном языке, просит изучаемого повторить, показывая при этом, как должны произноситься те или иные звуки, затем Вы с помощью преподавателя переводите эту фразу до полного ее осмысления, далее читаете и повторяя эту фразу несколько раз, таким образом, наговаривая и нарабатывая ее до автоматизма, так вы достигаете правильного и четкого произношения той или иной фразы с пониманием того, что говорите, также тренируется речевой аппарат для произношения звуков изучаемого языка. Но мало говорить и понимать фразу, необходимо также научиться воспринимать ее на слух, когда ее произносит другой человек, т.е. необходимо выработать слуховой навык – этот навык вырабатывается подобно прежним, путем повторения и доведения до автоматизма. Подводя итогиМожно сказать, что наша методика основана на комплексном целостном восприятии языка, изучаемый язык Вы наговариваете, осмысляете и учитесь воспринимать на слух и доводите это до автоматизма. Вы учитесь говорить на языке и понимать его носителей. Кроме того, проходя изучение по данной методике, вы на 2-3 недели полностью погружаетесь в языковую среду, что, несомненно, способствует более интенсивному изучению. Прибавьте к этому идеально отработанную особую систему повторений (которая разработана на основе законов работы памяти), упражнения, позволяющие ученику нарабатывать моторный навык речи, аудирование, систему контроля результатов и достижений нормативов, а также многое другое, и вы поймете, что методика изучения иностранного языка в нашем центре – это сложнейший комплекс мероприятий, гарантирующий то, что ученик овладеет необходимыми знаниями и умениями в максимально короткие сроки.
К.п.н. Нагоров П.С. – Главный научный сотрудник
НИИ психологии и развития способностей Введение. Интеграция человеческой деятельности во всех ее сферах требует от специалистов всех уровней достаточных для этой деятельности коммуникационных способностей и, в первую очередь, знания иностранных языков. Все это становится затруднительным в том случае, если с детства не было возможности общаться с носителями неродного языка, как это бывает в государствах с проживанием большого количества некоренного населения или на пересечении культурно-экономических зон. Сегодня в нашей стране хорошо знающим иностранный язык можно считать только выпускника языкового факультета ВУЗа или длительное время проживавшего с носителями иностранного языка без возможности общения на родном языке. Это как правило, но за редким исключением. Известный ученый Г. Шлиман, нашедший Трою, с 19 лет самостоятельно изучает 17 иностранных языков, используя методику собственного изобретения. «Необходимо много читать вслух и много учить наизусть» (7) – писал он. В связи с этим мы считаем, что данный усовершенствованный метод может ввести совершенно новый подход к изучению иностранных языков специалистами, которым в силу их деятель-ности необходимо качественно и в очень короткие сроки обеспечить себе достойное общение в иноязычной среде. Основу метода составляет наработка навыка говорения и навыка понимания речи. Само мыслеобразование и мыслепонимание в их логи-ческой форме происходит в зоне Вернике, которая образовалась в процессе эволюции рядом с зоной слуховых анализаторов коры головного мозга. Зона Вернике сформировалась как связующее звено между символами, обозначающими предметы и явлениями и представлениями об этих предметах и явлениях в личном индивидуальном опыте человека. Зону Вернике и зону Брока – моторный речевой центр КГМ – соединяет мощный нервный дугообразный пучок. Таким образом, обе зоны тесно связаны между собой, но все же являются отдельными самостоятельными зонами КГМ. Одна отвечает за понимание и формирование логических конструкций и представлений о них, исходя из их индивидуального опыта, а другая, зона Брока – за их передачу в речевое сообщение (4). Классическая форма обучения предписывает изучать иностранный язык медленно, с опорой на понимание грамматических форм и правила построения речи, что является самостоятельной лингвистической наукой, мало имеющей отношение к процессу происхождения, понимания и воспроизведения речи. Этот метод перегружает процесс понимания мыслей на неродном языке, значительно замедляет его и делает настолько трудоемким, что вызывает полную неуверенность в возможности получения положительного результата. Он доступен только исключительно трудолюбивым и в значительной степени заинтересованным людям. Временные показатели тоже впечатляют. Так, на изучение иностранного языка на языковом факультете отводится не менее 3 тысяч плановых часов, не считая самостоятельной работы, ста-жировок и практических занятий, – и это только для того, чтобы знать его на уровне учителя средней школы. Для судьи, тренера, спортсмена, любого другого человека, занимающегося своими делами, для достижения такого результата необходимо потратить не только годы труда, но и здоровье, и финансы. Приобретение и подкрепление речевых навыков осуществляется стандартно и быстро, как при всех остальных случаях выработки условного рефлекса. Учитывая, что навык – это устойчивый набор энграмм, забывание иностранного языка происходит очень медленно. Без подкрепления навыка в течение целого года переход лексических единиц из активного владения в пассивное составляет не более 10%. Пассивная лексика не стирается. По данной методике обучалось 454 человека, в том числе
24 человека отказалось от обучения по различным обстоятельствам. Через год-полтора после окончания обучения 6 обучаемых, которые не использовали на практике свои знания языка, были проверены на владение ранее изученной лексикой. Потери знаний составили не более 10% от активного запаса. Вывод. Использование в педагогике знания нейропсихологии позволяет наиболее эффективно разрабатывать новые методики обучения. Что касается изучения иностранного языка, считаем, определено, что временные затраты для достижения того же результата сокращаются, в отличие от традиционных методов обучения, не менее чем в десять раз. Каждый специалист, которому необходимо изучить иностранный язык, может это сделать без отрыва от основной деятельности в самые короткие сроки и в необходимом объеме. Библиография.
Журнал «Наука, психология и образование» № 1 2007г. Методика сверхускоренного изучения английского языка |