Главная Статьи Публикации Интервью с директором НИИ Нагоровым П.С.
Интервью с директором НИИ Нагоровым П.С. |
На вопросы нашего корреспондента отвечает директор НИИ психологии и развития способностей профессор Нагоров Павел Сергеевич, руководитель уникального на сегодняшний день учреждения, имеющего свои отделения в Москве и Коломне. Корр.: В Рязани многие хорошо знают Ваш Институт, особенно молодежь и молодые родители через Молодёжный центр развития человека. Не могли ли бы Вы более подробно рассказать о деятельности Института? Нагоров: Чтобы подробно объяснить, чем занимается наш Институт, не хватило бы и недели, но есть основные направления, на которых хотелось бы акцентировать внимание, а некоторые можно просто перечислить. Самым главным является создание фундаментальной теоретической базы развития образования и становления человека, без чего вся остальная деятельность становится бессмысленной. Человеческий фактор - основной в любых обстоятельствах. Во имя человека и только для него живет каждый из нас, хотя этого некоторые просто не знают. Развитие и совершенствование человека - главное направление человеческой жизни и движения природы. Важно только, чтобы сам человек не разрушал природу, ту основу, в которой живет. Вторым направлением, исходя из этого, становится создание программ и методик, позволяющих развивать и совершенствовать каждого конкретного человека от момента его зачатия до глубокой старости. При этом надо знать особенности развития человека, причины всевозможных недугов и старения, своевременно и правильно, путем специальных упражнений влиять на формирование гармоничной личности. Предвидя Ваш вопрос, отвечу, что главным недугом является глупость, а самым важным качеством - трезвый творческий ум, вот его-то мы и формируем, развиваем и совершенствуем. Сами программы и методики не есть застывшие указания или приемы, они дают вектор приложения усилий и являются стержнем для их творческого применения. Основная трудность заключается в том, чтобы найти и подготовить преподавателя. В целом программы и методики разделены на этапы: 1) подготовка к родам и формирование способностей в пренатальный, т.е. дородовый период; 2) формирование способностей от рождения до года и далее до 2-х лет; 3) обучение и воспитание от 2-х до 4-х лет; 4) подготовка к школе; 5) коррекционные и развивающие программы для учащихся начальных классов; 6) коррекционные и развивающие программы для учащихся средних классов; 7) комплексная программа интеллектуального и духовного развития для людей старше 13 лет. Третье направление - прикладное, хотя и имеет немаловажное значение. Это быстрое изучение иностранного языка. Данная методика по качеству и скорости в настоящий момент в мире аналогов не имеет. Прикладное значение - это сказано условно, процитирую чешскую пословицу: "Изучая иностранный язык, вы приобретаете новую душу". Знание иностранного языка помимо расширения общения дает новые формы мышления. Нашим Институтом созданы методики и способы выживания в экстремальных ситуациях, программы минимальной физической активности для поддержания здоровья в условиях гиподинамии. Разработан и ряд программ подготовки управленческих кадров различного уровня от директора крупных предприятий до секретаря-референта. Проводим семинары для родителей по обучению и воспитанию детей. Готовим преподавателей по нашему профилю. Мы налаживаем контакты с заинтересованными образовательными и научными учреждениями по внедрению наших программ в жизнь. Это - Московский Академценр безопасного бизнеса, Российская академия физической культуры, Волгоградская академия бизнеса и управления собственностью, Академия права и управления Минюста РФ, Центр перцептуальной психологии. И это далеко не полный перечень проводимых Институтом работ. Корр.: А где занимаются по Вашим программам и методикам? Нагоров: Извините, я не сказал, что одним из видов деятельности Института является также проведение занятий по нашим методикам; но преподаватели по ним существуют пока только у нас. Сегодня мы готовим их для других регионов: Москвы, Коломны, Перьми, Риги, но процесс этот длительный и кропотливый и пока еще не завершен. Что касается Рязанского региона, то нет смысла учить преподавателей, которые работали бы вне стен нашего Института, потому что мы, как разработчики нашей системы, считаем, что плохо, когда люди работают оторвано и бесконтрольно, т.к. это, как правило, приводит к отклонению от методик. Мы даже в других городах готовим специалистов только при условии контроля за их работой в течение определенного времени, иначе снимаем гарантию на качество. Правда, некоторые недобросовестные люди пытаются работать по нашим методам или копировать их, но ничего хорошего из этого не получается. Иные вообще выдают себя за специалистов, обучавшихся в каких-либо престижных ВУЗах. Иногда дело доходит до анекдотичных случаев с примесью авантюризма. Одно время у нас обучалась учительница с трудовым стажем около 12 лет, потом учились ее дети и показали хорошие результаты. Мы пригласили ее посмотреть, как она сможет работать по нашей системе, и выяснили, что переучивать этого человека придется очень долго, поэтому на работу не взяли. Через некоторое время она объявила себя психологом-генетиком из Москвы, пыталась набрать группу учеников, полностью копируя программу, которая у нас, кстати, к этому времени уже устарела. Ее имени я не буду называть, т.к. этот случай больше не повторялся. Но вот фамилия БЛОШЕНКОВОЙ Т.А. заслуживает упоминания по причине весьма интересной. Она работала у нас, мы ее приняли условно, потому что также как и сейчас, она нас заверяла, что у нее высшее образование по специальности филолог и логопед, однако, диплом у нее якобы в другом городе, но она обязательно привезет его. Не было и трудовой книжки. По объективным причинам это показалось подозрительным только через некоторое время. Обучение у нас она закончить не смогла. Мы ее уволили по 81статье, и диплома так и не увидели. Но для филолога делать более 10 ошибок на одном листе - это многовато. Зато она, судя по рекламным статьям, имеет свою собственную методику и секреты, которые использует в созданном ею Детском центре развития ребенка "Золотой ключик". Не правда ли, созвучно с названием нашего Молодежного центра развития человека?! А в заместителях у нее МАМЫКИН В.Е., также уволенный из нашего Института по 81 статье. Честно говоря, их профессиональные качества оставляют желать много лучшего. Кроме того, отслеживая московские методики (я часто бываю в Москве), смею Вас заверить, что подобного по масштабам и качеству там нет, хотя, как мне сказали, там на каждом углу почти каждый профессор пытается заниматься тем же, чем и мы. Поэтому те, кто о нас там знает, приезжают сюда или обращаются в наши филиалы, но в них наши возможности пока ограничены. Корр.: А как Вы пришли к этому всему? Что-то ведь должно было предшествовать? Нагоров: Во-первых, кропотливый труд всего коллектива. Идея же сформировалась благодаря моей предыдущей деятельности и моим учителям, а, может быть, и с пеленок. Мой дед был учителем, отец преподавал в обществе "Знание", занимался у академика Кадочникова А.А. в закрытом Центре, там же учил меня д-р Вишневецкий С.В., работал с академиком Кандыбой В.М., кстати, великим непризнанным ученым, хотя со странностями: не признает никаких авторитетов, им написано более 120 книг. Но вряд ли что получилось, если бы не молодой коллектив настоящих ученых-труженников. Большинству нет и 30, некоторые работают по 10-12 часов в сутки, показывая фантастические научные результаты. Корр.: У Вас, наверное, как и у всех, много трудностей? Нагоров: Новое всегда пробивает дорогу с трудом, а мы в самом начале пути. Нашей совместной работе всего чуть более трех лет. За это время разработанная мною программа обновилась и дополнилась до неузнаваемости, создан ряд новых. Благодаря новым исследованиям, несколько изменились фундаментальные подходы. А трудности Корр.: Спасибо за интересную информацию. Надеюсь на новые встречи. Нагоров: До свидания. Беседу вёл внештатный корреспондент газеты В.Б. Кельцов В.В. |