Главная Статьи Публикации Искусство развивать (новая)

Искусство развивать (новая)

Изучение иностранных языков для многих людей является большой проблемой. Кто-то не может выкроить время, а другой считает себя полностью необучаемым. Но чаще всего, уверены специалисты, это ошибочное мнение. Современные методики, основанные на психологии человека,  позволяют за месяц получить знания уровня выпускника спецшколы, еще через месяц - старшекурсника инфака, а еще через столько же - устного переводчика. Подробно о том, что это за методики, мы поинтересовались у одного из их авторов - главного научного сотрудника Рязанского НИИ психологии и методологии образования Павла Нагорова.

            - Павел Сергеевич, как все начиналось?

- Это было в 1998 году. Я приехал в Рязань, имея в запасе педагогический опыт работы в частях специального назначения. Там гото­вил группы молодых солдат, в короткий срок делал из них профессионалов. То есть имел достаточно хороший опыт в подготовке специалистов высокого класса. Некоторые группы были представлены начальнику Генерального штаба и получили высокую оценку.

Потом решил применить часть этого опыта в гражданской жизни и занялся репетиторством, а потом мы собрали коллектив и создали «Молодежный центр развития человека». Именно здесь мы начали заниматься развитием человеческих способностей. Я уже защитил ученую степень по этому направлению, и надо было перерастать в научную организацию, подбирать сотрудников с опытом педагогической и психологической работы. Так получился институт - сначала «развития способностей», а теперь - «психологии и методологии образования». В этом названии кроется вся суть нашей деятельности.

- Тогда расшифруйте эти слова для наших читателей.

- Под словом «психология» мы подразумеваем в основном ту ее часть, которая использует нейрофизиологические знания, то есть знания о том, как работает мозг на материальном уровне. А методология - наука о создании методик, приемов и упражнений, основанных, в нашем случае, на этих знаниях. Объем знаний человечества за сто лет вырос в 700-800 раз. Что бы ориентироваться в таких объе­мах, человеку нельзя не развивать свои личные способности. В то же время система образования использует те же методы, что и сто лет назад. Знаешь - хорошо, а вот умеешь ли пользоваться ими - неважно. С помощью наших методик можно не только приобрести знания, но и оперировать ими.

-  Как вы это делаете?

-  Если упростить, то это - как спорт. Спортсмену нужно усилить правильные мышцы, поднять выносливость или способность к кратковременному выбросу энергии, и для каждой задачи подбираются отдельные упражнения.

Исследования последних лет показали, что в мозге могут образовываться новые нервные клетки, а старые нужно сохранить. Сравните профессоров, которые в 80 с лишним лет и после нескольких инсультов возглавляют кафедры, с теми, кто, выйдя на пенсию, перестал загружать мозг.

- Кстати, о возрасте. С какими людьми можно использовать эти методики?

- Со всеми. Уже начиная с дородового периода, мы готовы консультировать мам. С шестого месяца беременности ребенок начинает воспринимать то, что происходит вокруг него, понимает эмоции. А самому пожилому нашему ученику было 68 лет.

- А какие детские проблемы можно решить с помощью ваших специалистов?

- Проблемы с речью, памятью, вниманием. Мы занимаемся как общим развитием ребенка, так и его подготовкой к школе.

- А нет ли риска переборщить с развитием? Или так подготовить ребенка, что в школе ему будет нечего делать, и он не научится трудиться?

- Такого риска нет. Хотя опасность существует, если опережать события. Мы, основываясь на психофизиологии, выбираем задачи, которые соответствуют развитию определенных структур мозга. Используем игровую форму, естественную для раннего возраста.

Если мы готовим ребенка к школе, мы дадим ему не только знания, но и работоспособность, усидчивость. Наши дети занимаются до полутора-двух часов и не теряют внимания.

Если же ребенок несобранный, гипердинамичный - мы и эти проблемы решаем.

-  В чем разница между «усваивать» и «осваивать»?

-  Первое - значит «знать», второе - уметь использовать.

 

Я полагаю, это важно, прежде всего, для школьников и студентов?

- Начинают заниматься школьниками и студентами, а становятся преподавателями, кандидатами и докторами наук. Кстати, кандидатов уже - десятки.

- А для чего приходить взрослому человеку?

- Среди тех, кто начал заниматься уже взрослым, тоже нет ни одного, кто не поднялся бы по карьерной лестнице или не развил свои творческие способности, обретя известность. Мы не можем называть персоналии, но наши ученики преуспели и в бизнесе, и в творчестве, и во власти.

 

Газета «Экстра Шанс». №10 (728) 17 марта 2012 года

 




_






Center-rfv.ru - тренинг и упражнения на развитие внимания, памяти и интеллекта.