К вопросу об образовательном процессе в системе обучения и подготовки специалистов |
Современная информационная революция началась и происходит не там, где ее ищут ученые, руководители и информационная индустрия вообще. Это революция не в технике, оборудовании, технологии, программном обеспечении или скорости. Это революция в подготовке людей и, прежде всего, специалистов и руководителей, живущих и работающих в условиях новых информационных скоростей и технологий. Предыдущая информационная революция произошла после изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 годами. Это значило, что знания стали доступными огромному числу специалистов, а элита, обслуживающая знания, потеряла свою значимость. Произошло изменение в сознании людей, сделано множество открытий, изобретений, знания стали всеобщими, в корне поменялось мировоззрение. Технократия предопределила дальнейшее существование мира, научные взгляды стали основными в принятии решений, мистика отошла на второй план. За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, однако, в отличие от ранее существовавших, они не были рассчитаны на священнослужителей и изучение теологии. Они были созданы для изучения светских дисциплин: права, медицины, математи-ки, натуральной философии (естественных наук). Сегодняшняя информационная революция - четвертая в истории челове-чества, связанная с созданием компьютерных технологий, которая продвину-лись дальше всего в рамках института коммерческого предприятия. Однако общество еще не готово к глобальным информационным изменениям и к тому информационному шквалу, который обрушился на него. Это, прежде всего, относится к скорости изменения технологий, как бытовой, так и производствен-ной и информационной техники, и далее - к объему самой информации. Сис-тема образования просто не способна разрешить сегодня эти задачи, так как находится на уровне четырехсотлетней давности. Не поможет даже внедряемая система непрерывной подготовки специалистов, так как скорость разработки новых технологий превышает скоростные возможности человека в их освое-нии. По аналогии с предыдущей информационной революцией, сегодня необ-ходимы методы, способные структурно изменить интеллект человека и его ми-ровоззрение. Возможности этого доказываются новыми исследованиями в об-ласти нейрофизиологии, которые показывают, что при определенных условиях педагогическими методами можно повысить уровень интеллекта на несколько порядков. Это значительно увеличивает информационные способности челове-ка по скорости и качеству освоения новых знаний и умений. Основываясь на принципах развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, но применительно к любым возрастным категориям в НИИ психологии и развития способностей (г. Рязань), совместно с Российским государственным университетом физической культуры и спорта при поддерж-ке Института психологии (РАО) разрабатываются современные эффективные методы освоения специалистами больших объемов информации, новых навы-ков и умений. Данные методы носят не только исследовательский характер и имеют конкретные результаты, но и внедряются в систему обучения и учащих-ся средних школ и подготовки отдельных категорий специалистов. Так, напри-мер, за 10-15 дней у учащихся средних способностей после проведенных с ни-ми интенсивных занятий скорость освоения информации возрастает в 2-3 раза, а значит, время на изучение ими учебного материала сокращается тоже в 2-3 раза, за этот же период IQ повышается на 10-20 единиц. Программа средней школы по иностранному языку усваивается на 80-95% за 15 дней, а за 2-3 ме-сяца иностранный язык изучается до уровня выпускника языкового факультета ВУЗа с положительной сдачей экзамена любой категории в посольстве ино-странного государства. Дальнейшая разработка и внедрение подобных методов и создание на их основе обучающих программ позволит на ранних этапах решить проблему соз-дания информационного общества с минимальными издержками, в первую очередь, для здоровья и нравственности. Но для этого необходимо соединение в единый конгломерат таких наук, как нейрофизиология, психология и педаго-гика, а также информатика, которые пока идут по параллельным путям, не ра-ботая над общими проблемами и к тому же натыкаясь на мировоззренческие взгляды прошлого. Главный научный сотрудник |
_ |
---|
|