Заместитель директора
НИИ психологии и развития способностей по науке
Давыдова О.Е.
Открывая рубрику для родителей и педагогов всех уровней, посвященную обучению и воспитанию детей, считаем необходимым остановиться на том, что об этом говорит современная педагогическая теория. Она хотя и ссылается на единство процессов воспитания и обучения, но все же теоретически рассматривает их как два самостоятельных понятия и как два разных вида деятельности. Новые достижения в области нейрофизиологии и кибернетики позволяют определить достаточно точно, что воспитание и обучение – это не только единый, но и полностью неразделимый процесс. С точки зрения взаимодействия системы «человек – окружающая среда», это одно и тоже. Маленький человек учится в процессе своего развития взаимодействовать с окружающими его предметами, животными, людьми и обществом в целом. В процессе постижения азов чтения, счета, письма и т.д. это взаимодействие «ребенок-среда» усложняется, приобретает новое более высокое качество, которое по мере постепенного познавания мира должно усложняться и приобретать новые формы. Однако это осуществляется в полной мере если только система образования полностью не оторвана от жизни, как это происходит с нашим образованием, или не упрощена максимально до уровня потребительских отношений, как пытаются сделать современные правители. Таким образом, с точки зрения кибернетики и нейрофизиологии, в процессе «обучения-воспитания» информационные взаимоотношения нервной системы (организма) со средой налаживаются и маленький ребенок, вырастая, либо становиться членом социума, либо асоциальным элементом общества, либо животным, и все зависит от того, каким был этот процесс «обучение-воспитание». Термин «воспитание» больше подходит к временам идеологической борьбы, характеризующимся высокой степенью внушения и утверждения догм, выгодных определенным кругам, и абсолютно не приемлем для общества развитого, с общечеловеческими научными взглядами. Современная наука способна быть деидеологизированой и может формулировать естественнонаучные законы поведения в системе «человек-среда». Используя знания о физиологическом и психическом развитии ребенка в современном процессе обучения, можно, начиная с самого раннего детства, выявить у ребенка ряд нарушений естественного хода формирования мозговой организации, которые вызывают негативные последствия в виде неестественного процесса формирования личности, а также отрицательно влияют на психическое и общее функциональное состояние здоровья человека. Одним из таких нарушений является раннее обучение чтению, которое подходит не всем детям. Здесь необходимо учитывать сформированность структур мышления, т.е. первоначально надо сформировать соответствующую мозговую организацию и только после этого приступать к обучению чтению. При этом следует учитывать также физиологические особенности развития (оно может быть наследственно поздним или ранним). Пренебрегать этим нельзя, в противном случае у ребенка может закрепиться рефлекс агрессии, неуверенности, отрицания или возникнуть стрессовые состояния, переходящие в стабильные функциональные психические нарушения. Определить готовность ребенка к обучению чтению достаточно просто. Для этого достаточно убедиться, что он умеет быстро делать логические выводы, т.е. владеет такой формой мышления, как умозаключение.
Подготовительные этапы обучения чтению, такие как произнесение звуков, изучение букв и даже слогов можно начинать с гораздо более раннего возраста. Однако процесс обучения в любом возрасте вещь довольно сложная и требует индивидуального подхода, так как зависит не только от уровня мыслительной мозговой организации, но и от таких факторов, как структуры качеств и видов внимания и физиологическое состояние обучаемого. Скорее всего, в старину этим вопросом люди владели лучше, поэтому и обучение до определенного возраста было только индивидуальным. Вторая сторона этой проблемы состоит в том, что обучение обучением, а истинная образованность находится только в пределах социального общения, которым родители часто пренебрегают, предпочитая для своих чад обособленные «элитные» условия, которые ввиду недостаточной просвещенности самих педагогов и воспитателей, к сожалению, таковыми не являются. Мы провели опрос более 60 выпускников педагогических ВУЗов о критических периодах в развитии ребенка до 10 лет. Только меньше половины из них назвали ориентировочно критические возрасты, и ни один не смог принципиально объяснить их сущность. Поэтому самообразование родителей – первооснова грамотного обучения их детей.
|